Формирование профессиональных компетенций в области предпринимательства студентов специальности «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Система профессиональных компетенций предпринимателей О создании центров предпринимательских компетенций

Формирование профессиональных компетенций в области предпринимательства студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Намрова Евгения Савровна

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»

Среди молодежи становятся более востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. Современное молодое поколение стремится стать деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане.

Сегодня важно обучить студентов предпринимательству как объективному явлению, учитывая все его противоречия, конфликты интересов и конкуренцию.

Необходимо разъяснить важность добросовестного предпринимательства в структуре современного общества, научить управлять собственным бизнесом, достигать успеха на рынке в конкурентной борьбе при создании новейших видов товаров.

В настоящее время к ведению бизнеса предъявляются новые требования, что выражается в способности делиться своими открытиями и проблемами с коллегами и конкурентами, заглядывать за пределы компании, чтобы не пропустить инновации и рыночные тренды, распределять задачи и управлять большими рассредоточенными коллективами, часть из которых может быть распределена по всему миру.

Однако новые роли и задачи ставятся перед старыми людьми, которые не могут, а порой даже не хотят отказаться привычного образа ведения бизнеса, что повышает актуальность вопроса формирования профессиональных компетенций в области предпринимательства .

Для того чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек был готов усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы для достижения успеха. Модель компетенций молодого предпринимателя представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Модель компетенций молодого предпринимателя

Использование возможностей

Инициатива

Владение и использование информации

Настойчивость

Ответственность за обязательства

Повышение эффективности

Взаимодействие и отношения

    Надежность и честность

    Признание важности деловых отношений

    Развитие деловых контактов

Образование

    Стремление к самосовершенствованию

    Ориентация в профессиональной сфере

Личностные возможности

    Опыт и экспертиза

    Работоспособность и трудолюбие

    Самоорганизация

    Осознание собственных возможностей

    Креативность и нестандартное мышление

    Последовательность

Лидерство

    Уверенность в себе

    Влияние и убеждение

    Умение работать в команде

    Директивность

    Повышение уровня образования сотрудников

Предпринимательское мышление

    Целенаправленность и планирование

    Разрешение проблемных ситуаций

    Эффективность

    Результативность

Под предпринимательскими компетенциями понимают круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности; поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе .

Предпринимательская компетенция включает в себя следующие основополагающие аспекты, которыми должен обладать молодой предприниматель для успешности в бизнесе:

    Работоспособность и высокая устойчивость к нагрузкам.

    Особое мышление, направленное в сторону цели и эффективности работы.

    Высокий уровень коммуникабельности, делового общения и гибкости.

    Личная ответственность и готовность к риску.

    Ориентация в профессиональной сфере и образованность.

Становясь активными участниками образовательного процесса, студенты учатся множеству действий:

    Находить информацию в различных источниках,

    Узнают объем и норму своей деятельности,

    Могут системно выстраивать свои знания,

    Формируют целостную систему мира вокруг себя,

    Стимулируют свою творческую направленность,

    Решают проблемы различного уровня

    Развивают способность не бояться сложных задач и ситуаций,

    Формируют систему культурных ценностей человека.

Наряду с профессиональными компетенциями (знания в области экономики, бизнеса, финансов и др.) и личностными (стремление к достижению успеха, инициативность, самостоятельность в постановке целей) авторы указывают на важность социальных компетенций (умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, сотрудничество и др.).

Выходя в профессиональную деятельность, молодому предпринимателю приходится проходить профессионально-предметную и социальную адаптацию. Социальная адаптация состоит в развитии социальных качеств (согласования и взаимодействия с другими людьми, сотрудничества, взаимопомощи, общения и взаимодействия в процессе труда, принятия совместных решений). Этот процесс протекает особенно сложно для молодого специалиста, поскольку развитие названных качеств не включено в учебный процесс и содержание образования. Поэтому необходимо искать такие методы, которые обеспечивали бы развитие всего комплекса предпринимательских компетенций. Решение этой проблемы представляется в области применения знаково-контекстного обучения . Это согласуется с мнением А.А. Вербицкого, который указывает, что теория и технология контекстного обучения может быть использована в качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология знаково-контекстного обучения, созданная в рамках деятельностного подхода, направлена на формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого. Для формирования профессиональных компетенций учащихся необходимо создание таких условий обучения, при которых обеспечивается переход от исключительно познавательной деятельности к профессиональному типу деятельности. При этом меняются потребности, мотивы, цели действия, средства обучаемого. Происходит формирование профессиональных компетенций .

Контекстный подход предполагает создание таких условий, при которых знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных ситуаций. Знания не изолированы, а системны. Проявляется коллективный характер профессионального труда, предполагающий межличностные взаимодействия специалистов, обмен мнениями, принятие решений. Сущность знаково-контекстного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Таким образом, технологию знаково-контекстного обучения целесообразно использовать для развития предпринимательских компетенций учащихся.

Важный акцент в знаково-контекстном обучении делается на воспроизведение социального аспекта профессиональной деятельности, который способствует формированию умений взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за дело, за себя и за других. Наиболее распространенными формами воссоздания социального контекста являются следующие формы и методы обучения: метод анализа конкретных и производственных ситуаций и ситуационных задач, деловые игры, проблемные ситуации, НИР студентов, метод проектов, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование. С их помощью происходят моделирование, имитация профессиональной деятельности. Но существует еще одна форма развития предпринимательских компетенций студентов, которую по уровню напряжения интеллектуальных ресурсов и выраженности мотивации, дефициту времени и стрессогенности можно максимально приблизить к реальной деятельности предпринимателя. Этой формой является участие студентов в конкурсах, посвященных разработке бизнес-проектов.

Если рассматривать эту форму работы со студентами в рамках знаково-контекстного подхода, то она является частью базовой учебно-профессиональной деятельности и более чем иные формы и методы способствует развитию социальных компетенций (умений работать в команде, согласовывать свои действия с партнерами, проявлять организаторские и лидерские способности, совместно принимать решения и др.).

Модель формирования предпринимательских компетенций предполагает последовательность: овладение теоретическими знаниями, затем через формирование умений и навыков - к формированию устойчивых личностных качеств – компетенций.

Основываясь на принципах сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности, преподаватель и студент смогут добиться наилучших результатов. Формирование предпринимательской компетенции через обучение предметам общеобразовательного и профессионального цикла в образовательном учреждении дает личности возможность на успешное будущее, а государству развитие экономики быстрыми темпами во всех отраслях промышленности .

Список литературы

    Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19415 (дата обращения: 05.04.2018).

    Гилязова А.А., Шарапов А.Р., Багаутдинова Н.Г. Совершенствование организационно - экономического механизма управления инновациями. Изд - во КНИТУ.: Казань, 2012. 260 с.

    Комиссарова М.А., д.э.н., доцент кафедры «Экономика производства», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск

    Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый логос, 2000. 133 с.

    Трусова Л.А . Особенности формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2; URL: . ru/102- 5757 (дата обращения: 03.04.2018).

    Хуторской А.В . Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2014.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ управленческой деятельности компании ОАО "Сургутнефтегаз". Особенности управления производством и системы управления персоналом. Характеристика социальной политики предприятия и методов управления маркетингом. Оценка платежеспособности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2010

    Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия. Анализ использования персонала и фонда заработной платы, осуществление их планирования. Материальное стимулирование работников организации. Совершенствование управления персоналом.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2009

    Теория и практика социального планирования организации, управления трудовым коллективом. Концепция управления персоналом в организации. Управление персоналом через модель ключевых компетенций. Обучение, информирование и мотивация работников предприятия.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2011

    Организационно-экономическая характеристика компании, оценка финансового положения и конкурентоспособности. Анализ системы управления персоналом фирмы. Предложения по улучшению организации труда персонала, формирование эффективных принципов управления.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Анализ деятельности и организационной структуры предприятия на примере ЗАО "Саровгидромонтаж". Система организации и управления производством при введении новой техники. Расчет показателей, характеризующих экономическую эффективность данного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Анализ организационно-экономического, финансового состояния предприятия. Система управления персоналом. Предложения по построению эффективной модели мотивации работников. Социально-психологический климат коллектива. Организация маркетинговой деятельности.

    отчет по практике , добавлен 14.10.2013

    Эволюция теории управления персоналом. Сущность кадрового планирования организации. Стратегическое планирование, отыскивающее факторы, что являются ключевыми для успеха организации. Проблемы кадрового планирования; методы принятия управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом предпринимательские компетенции , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 6 за период c 2010 по 2017 год).

1. Корчагина И.В., Рогова К.В., Корчагин Р.Л.
// Российское предпринимательство. (№ 16 / 2017).
Инновационное предпринимательство имеет большое значение в модернизации экономики страны и входит в число стратегических приоритетов России. Важнейший ресурс его развития – человеческий капитал активных, компетентных, образованных людей, в том числе студенчества. Однако уровень вовлечения студентов в инновационное предпринимательство достаточно низок. В статье оценено место инновационного предпринимательства в карьерных планах студентов России, показана необходимость более активного вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. На основе критического анализа раскрыты возможности и ограничения существующих механизмов вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. Предложены новые концептуальные положения и прикладные рекомендации по активизации участия студентов в инновационной предпринимательской деятельности. Выводы статьи могут быть использованы при разработке программ, проектов развития инновационного предпринимательства, при планировании и реализации мероприятий по вовлечению студентов в инновационное предпринимательство.

Корчагина И.В., Рогова К.В., Корчагин Р.Л. Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 16. – с. 2301-2316. – doi: 10.18334/rp.18.16.38218 .

3. Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б.

В статье рассмотрены проблемы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России, суммированы факторы, препятствующие активному развитию предпринимательства, и намечены пути активизации работы в соответствие с задачами новой стратегии развития предпринимательства.

Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – с. 203-214. – doi: 10.18334/rp.18.3.37285 .

4. Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А.
// Российское предпринимательство. (№ 3 / 2017).
В статье рассматриваются проблемы и перспективы сотрудничества вузов с предпринимательскими структурами, обосновывается необходимость включения в число партнеров вуза предприятий малого и среднего бизнеса и описывается опыт использования описания реальных проблем этих предприятий в системе проектного обучения студентов.

Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А. Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – с. 417-425. – doi: 10.18334/rp.18.3.37306 .

6. Микушева Т.Ю.
// Российское предпринимательство. (№ 2 / 2010).
Широкое распространение новой техники и технологий является экономической основой
инновационной активности предприятий. Процесс находится под влиянием социально-
экономических факторов, связанных с инвестиционной и налоговой политикой государства, политикой в сфере интеллектуальной собственности и подготовки кадров, государственной поддержкой предпринимательской деятельности.

УДК 334+337 ББК 65.012.1: 74.56

Серебренникова Елена Алексеевна

соискатель

Челябинский институт развития профессионального образования

г. Челябинск Serebrennikova Elena Alekseevna applicant

Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development

Проблема формирования понятия «предпринимательская компетенция»

The problem of formation of «entrepreneurial competence» concept

В данной статье представлены результаты теоретического исследования подходов различных авторов к определению и сущностному наполнению понятия «предпринимательская компетенция». Сделаны выводы о интегративности данного понятия. Предложен и обоснован собственный подход к формированию понятия.

The results of theoretical research of differenet author’s approaches to the definition and internal content of «entrepreneurial competence» concept are presented in this article. The conclusions about integrativity of this concept are made. The own approach to the formation of this concept is proposed and justified.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, предпринимательская компетенция.

Key words: competence, competency, entrepreneurial competence.

В настоящее время нет четкого понимания о требованиях, которым должен отвечать предприниматель, а также личность, включенная в предпринимательскую деятельность. Последней особенно важно знать, какими принципами пользуется предприниматель, мотивируя потенциального потребителя его услуг вступить в предпринимательские отношения.

В настоящее время ни подготовка к предпринимательской деятельности, кроме учреждений образования, в которых специально готовят будущих предпринимателей, ни формирование компетентности в предпринимательской деятельности не ведется в должных масштабах и на должном уровне. Исходя из положения о том, что формирование компетентности специалиста в области предпринимательства является важной задачей профессиональной школы независимо от направленности профессиональной подготовки в ней, можно конста-

тировать, что до сих пор отсутствует не только целостная система соответствующей подготовки, но единые концептуальные подходы к ее созданию. Соответствующая подготовка ведется либо точечно через включение тем по предпринимательству в программу по экономике, либо факультативно. Учебновоспитательный процесс, строится, главным образом, исходя из задачи - сформировать предпринимательские качества студента в рамках получаемой им специальности, в определенной мере мотивировать его на занятие предпринимательской деятельностью. В то же время для большинства образовательных организаций важной задачей является обеспечить успешную социализацию выпускника на основе формирования умений оптимального поведения в различных предпринимательских ситуациях.

Какими компетенциями должен обладать человек, чтобы открыть свое дело? Анализ работ разных авторов, показал, что при исследовании проблемы подготовки специалиста с набором определенных качеств нет единства терминологии. Разные авторы рассматривают свой набор качеств.

Матвеева Т.М. выделяет такие компоненты предпринимательской компетентности, как организаторская компетентность, исследовательская компетентность, проектная компетентность, инвесторская компетентность, правовая компетентность, управленческая компетентность, коммуникативная компетентность .

Гатиятуллин М.Х. рассматривает личностно-профессиональные качества и компетенции предпринимателя, разделяя их на блоки. Интеллектуальный блок (умения комбинировать, развитое воображение, творческая фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление). Коммуникативный блок (талант координаторов усилий сотрудников, способность четко и кратко формулировать свои мысли, готовность к социально-лояльному (толерантному) общению с другими людьми и в тоже время умение аргументировать отстаивать свою профессиональную позицию). Мотивационно-волевой блок (способность к принятию ответственных решений в зоне риска, умения контролировать ситуацию, стрем-

ление к преодолению препятствий в достижении поставленной производственной задачи, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудач) .

Романова М.Ю. в этой связи рассматривает умения: выполнять экономические расчеты, проводить маркетинговые исследования, организовывать работу в группе, выбирать организационно-правовые формы предприятий, выбирать технологию производства продукции, рассчитывать некоторые налоги, соблюдать нормы профессиональной этики, разрабатывать бизнес-план, находить предпринимательскую идею .

Сулаева Е.П. рассматривает качества предпринимателя: умения принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях, умение генерировать идеи, превращая их в новые технологии с целью получения дохода, оперативно оценивать все формы инноваций, не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять на себя ответственность .

Трусова Л.А. выделяет общие предпринимательские компетенции. Успехи и достижения (использование возможностей, инициатива, владение и использование информации, настойчивость, ответственность за обязательства, повышение эффективности). Взаимодействие и отношение (надежность и четкость, признание важности деловых отношений, имидж, развитие деловых контактов). Образование (стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере). Личностные возможности (опыт и экспертиза, работоспособность и трудолюбие). Самоорганизация (осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность). Лидерство (уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде, директивность, повышение уровня образования сотрудников). Предпринимательское мышление (целенаправленность и планирование, разрешение проблемных ситуаций, эффективность, результативность) .

Банькина В.Н. выделяет и описывает характеристики предпринимательской культуры (деловая, креативная, новаторская, прогрессивная, потребност-

но-сензитивная, инициативная, прогностическая, прагматичная, рационализаторская, конкурентно-продуктивная, договорная, свободная, ответственнодоверительная, социально-ориентированная)

Ряд авторов при исследовании проблемы подготовки специалистов в области предпринимательства, предъявляет требования к выпускникам (компетентность, предприимчивость, целеустремленность, коммуникативность, экономическая грамотность, юридическая грамотность, умение использовать новые информационные технологии, умения проектировать и конструировать профессиональную деятельность, субъектность типа личности).

Очевидно, что понятие - «предпринимательская компетенция» нуждается в уточнении. Как известно, понятие - это основа знания. Любой практический объект, становясь предметом науки, моделируется в ней с помощью понятий. Новые знания о нем ведут к изменению понятий и наоборот. Степень разработанности понятий и обозначающих их терминов оказывает существенное влияние на последнюю степень проникновения в суть явления, а также обеспечивает важнейшее условие внедрения достижений науки в практику .

Таблица 1 - Понятие «предпринимательская компетентность», «предпринимательская компетенция»

Предпринимательская компетентность Сулаева Е.П. Определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов

Предпринимательские компетенции Трусова Л.А. Круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности, поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе

Предпринимательская Личное или деловое качество, навык, модель пове-

компетенция Мирицкая Е.А. дения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться высоких результатов

Предпринимательская компетентность старшеклассников Матвеева Т.М. Подготовленность к решению реальных предпринимательских задач на основе знаний в сфере экономики, маркетинга, менеджмента, права и первоначального опыта практической предпринимательской деятельности

Компетентность субъекта хозяйствования Мещеряков Д.А. Совокупность способностей, знаний, опыта, навыков человека как субъекта производительных сил и производственных отношений, позволяющая ему свободно осуществлять выбор и экономическую деятельность и достигать наилучших результатов при ограниченности ресурсов

Анализируя подходы к определению, сущностному наполнению и структурированию понятий «предпринимательская компетентность», «предпринимательская компетенция», «компетентность», видим, что ни один из авторов не рассматривает понятие «предпринимательская компетенция», как интегративная компетенция, сформированная на общих и профессиональных компетенциях, хотя предпосылки к такому виду формированию предпринимательской компетенции имеются. Обоснуем данное высказывание.

Рассмотрев содержательное наполнение понятий «компетенция» и «компетентность» (И.Г. Агапов, В.С. Безрукова, А.С. Белкин, В.А. Болотов, В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.В. Куракова, В.В. Нестеров, Н.С. Сахарова, Г.Н. Сериков, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Б.И. Хасан, М.А. Чошанов) и не претендуя на полноту анализа, мы выделили некоторые аспекты их сущности применительно к предмету нашего исследования.

Наиболее близка к теме нашего исследования и нашему пониманию компетентности позиция авторов В.А. Болотова, В.В. Серикова. Мы разделяем их мнение о том, что природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следстви-

ем самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости .

Сделаем вывод. Принципиальное отличие понятия «компетентность» от близкого по звучанию и смыслу «компетенция» в том, что первая относиться к личности и отражает соответствие личности требованием профессиональной сферы, а вторая - область вопросов которые уполномочен решать специалист с определенным набором компетенций.

Процесс формирования компетенций предпринимательской деятельности таит в себе опасность того, что будет утеряна целостность данного процесса, которую мы понимаем как интеграцию основного базового образования и дополнительного предпринимательского. В связи с этим необходимо объединить образовательный потенциал базовых отраслевых и предпринимательских дисциплин. В результате чего формируются компетенции предпринимательской деятельности, в основе которых лежат общие и профессиональные компетенции.

Теоретической основой разработки структуры компетенций и их содержательного наполнения послужили компетентностный подход (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской), интегративный подход (В.С. Безрукова, Е.О. Галицких, В.П. Топоровский, Н.К. Чапаев). Практической основой послужили работы авторов, посвященные проблемам общего и профессионального образования (С.А. Александрова, А.Н. Бартенев, В.В. Демидов, Н.А. Доронин, Г.В. Куракова, В.П. Максимов, Т.М. Матвеева, И.Г. Ми-тюнова, А.И. Парамонов, М.Ю. Романова, М.А. Селиванова, Е.П. Сулаева, Р.Х. Токов).

Библиографический список

1. Матвеева, Т.М. Формирование предпринимательской компетенции старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / Т.М. Матвеева - Москва, 2001. - 206 с.

2. Гатиятуллин, М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук13.00.08 [Текст] / М.Х. Гатиятуллин - Казань, 2009. - 467 с.

3. Романова, М.Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения (на примере социальноэкономического профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / М.Ю.Романова - Москва, 2007. - 187 с.

4. Сулаева, Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук13.00.08 [Текст] / Е.П. Сулаева -Шуя, 2011. - 151 с.

5. Трусова, Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореферат дис. ... канд. пед. наук13.00.05 [Текст] / Л.А. Трусова - Москва, 2012. - 23 с.

6. Банькина, В.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук13.00.08 [Текст] /В.Н. Банькина - Волгоград, 2010.- 261 с.

7. Безрукова, В.С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: дис. ... док. пед. наук. 13.00.01 [Текст] / В.С. Безрукова - Казань,1983. - 405 с.

8. Мещеряков, Д.А. Компетентность субъектов предпринимательской деятельности: дис. . док. экон. наук. 08.00.01 [Текст] / Д.А. Мещеряков - Воронеж, 1999. - 259 с.

9. Мирицкая, Е.А. Развитие предпринимательской компетенции школьников как направление профориентационной работы [Текст] / Е.А. Мирицкая // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научнопрактической конференции 30 апреля 2012г.: в 7 частях. Часть 3; Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 164 с.

10. Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования» [Электронный ресурс] http://bank.orenipk.ru/Text/uch-sait2.htm.

1. Matveeva, T.M. Formation of entrepreneurial competence of senior: Author. dis. ... cand. ped. sciences 13.00.01 / T.M. Matveeva - Moscow, 2001. - 206p.

2. Gatiyatullin, M.H. Educational system of training technical college students to business: Author. dis. ... doctor . ped. sciences 13.00.08 / M.H. Gatiyatullin

Kazan, 2009. - 467 p.

3. Romanova, M. Ju. Preparing high school students to business in terms of Special Education (for example, socio-economic profile): Author. dis. ... cand. ped. Sciences 13.00.01 / M. Romanov - Moscow, 2007. - 187 p.

4. Sulaeva, E.P. Formation of entrepreneurial competence among college students: Thesis. ... cand. ped. sciences 13.00.08 / E.P. Sulaeva - Shuya, 2011.

5. Trusova, L.A. Developing entrepreneurial competencies of students in terms of social partnership: abstract dis. ... cand. ped. sciences 13.00.05 / L.A. Trusova - Moscow, 2012. - 23 p.

6. Ban’kina, V.N. Formation of an entrepreneurial culture students of secondary vocational education: dis . ... cand. ped. sciences 13.00.08 / V.N. Ban’kina - Volgograd, 2010. - 261 p.

7. Bezrukova, V.S. Major categories of the theory of education and their function in the development of pedagogy: dis. ... doc. ped. sciences. 13.00.01 / V.S, Bezrukova, Kazan, 1983. - 405 p.

8. Mescheryakov, D.A. Competence of entrepreneurial activity: dis. ... doc. ekon. sciences. 08.00.01 / D.A. Mescheryakov - Voronezh, 1999. - 259 p.

9. Miritskaya, E.A. Development of entrepreneurial competence of schoolchildren as the direction of career guidance / E.A. Miritskaya // Problems of Education and Science: theoretical and methodological aspects: collection of scientific papers based on the correspondence of the International scientific-practical conference on 30 April 2012: 7 parts. Part 3, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Tambov Univ TROO «Business-Science-Society», 2012. - 164 p.

10. Report «On the activities of the Institute to improve the professional competence of teachers and leadership training as a condition of achieving additional quality teacher education» http://bank.orenipk.ru/Text/uch-sait2.htm.

Быкина Галина Николаевна
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г.Ликино-Дулёво, Московская область

Аннотация: эффективными инструментами вовлечения молодых людей в предпринимательство должна стать практическая направленность обучения, в результате чего студенты получают реальные знания, которые сразу можно применять в работе, открывают новые возможности для трудоустройства, ценятся крупными и международными компаниями как при приеме на работу, так и при продвижении по карьерной лестнице. Формирование предпринимательских компетенций и практических навыков осуществляется в результате освоения профессиональных модулей.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские компетенции, профессиональные модули, образовательная поддержка, работодатель, трудоустройство.

DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS ENROLLED IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS
G. N. Bykina
State humanitarian and technological university

Summary: The practical orientation of training therefore students gain real knowledge which can be applied directly in work shall become effective instruments of involvement of young people in an entrepreneurship, open new opportunities for employment, are appreciated by the large and international companies both in case of employment, and in case of career ladder promotion. Forming of entrepreneurial competences and practical skills is performed as a result of development of professional modules.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial competences, professional modules, educational support, employer, employment.

Устоявшееся мнение, что предприниматель, занятый в среднем и малом бизнесе, может рассчитывать только на себя и собственные возможности, уже не соответствует нынешним реалиям. Государство оказывает мощную поддержку субъектам предпринимательства, которая может стать отличным подспорьем для старта и развития проекта. Программы разноплановые, есть прямое субсидирование малого бизнеса, бесплатное обучение, помощь во взятии кредитов, участие в ярмарках на льготных условиях и многое другое.

В соответствии с распоряжением от 23 февраля 2018 года №305-р из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 1,5 млрд рублей на реализацию молодёжного проекта «Россия – страна возможностей», в том числе проекта «Билет в будущее», проведение всероссийских молодёжных конкурсов «Лидеры России» и «Мой первый бизнес». Эти проекты нацелены на формирование сообщества профессионально ориентированных учащихся, интересующихся востребованными на рынке труда специальностями и современными технологиями, увеличение численности молодых специалистов, поступающих на работу на предприятия реального сектора экономики, создание кадрового резерва из молодых и перспективных управленцев для экономики и государственной службы, повышение интереса школьников и студентов к реализации собственных проектов.
Для поддержки молодежного предпринимательства бюджет содержит отдельную статью расходов. Как правило, поддержка проводится через гранты на конкурсной основе.

Среди приоритетных задач Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации стоит создание новых рабочих мест, а так же предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям .

В положении проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года среди эффективных способов достижения целей данной стратегии указаны:
Разработка и внедрение стандартов оказания образовательной поддержки субъектам МСП.
Реализация образовательных программ по основам предпринимательства, налогам, бухучету и проектной деятельности через сеть организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Развитие института наставничества при участии предпринимательского сообщества, вузов, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Поддержка молодежного предпринимательства и др. .

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и актуализации государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Количество и мотивированность молодежи, пополняющей сферу предпринимательства, в качестве ее агентов, являются важнейшей составляющей здорового состояния и развития бизнеса.
В результате наличия мотивации к занятию собственным бизнесом среди представителей различных социальных групп и слоев становится возможным инновационное развитие общества, необходимость которого подчеркивается высшим руководством в нашей стране .

С этой целью и в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) преподавателями колледжа используются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, применяются разнообразные методы, приемы и формы работы.
В соответствии с пунктом 7.15. ФГОС СПО и для освоения методов и технологий профессионально-педагогической деятельности, повышения уровня теоретических и практических знаний в соответствии с квалификацией преподаватели колледжа проходят профессиональную переподготовку в образовательных организациях дополнительного профессионального образования («Международная академия экспертизы и оценки»), стажировки на действующих предприятиях (ООО «Ликинский автобусный завод»).

Основной задачей переподготовки и стажировки преподавателей является формирование целостного представления о профессиональной деятельности специалиста, понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте профессии и его готовности к выполнению образовательно-воспитательных функций.

Практическая направленность обучения студентов определяется программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям. Изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин направлено на формирование общих и некоторых профессиональных компетенций. Преподаватели постоянно ориентируют студентов на выполнение основных видов профессиональной деятельности, связанных с предпринимательством и малым бизнесом. Содержание дисциплин общепрофессионального цикла направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей. Освоение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта, формирования профессиональных компетенций, проявлению интереса в том числе к предпринимательской деятельности.
В связи с этим, при проведении теоретических занятий используются такие формы организации занятий, как проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, аудиторная самостоятельная работа. При проведении практических занятий активно используются кейс-методы, деловые игры, практические работы, направленные на формирование профессиональных компетенций. Внеаудиторная самостоятельная работа студента позволяет студентам определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. В рамках привлечения внимания студентов к предпринимательству в учебные планы введена дисциплина "Основы предпринимательской деятельности", где студенты знакомятся с основами создания своего дела, вопросами государственной регистрации организации и осуществлением экономической и хозяйственной деятельности создаваемого предприятия.

С целью понимания сущности и осознания социальной значимости своей будущей профессии, проявления устойчивого интереса к предпринимательству организуются и проводятся:
мастер-классы с участием менеджеров компаний региона, председателем и членами Совета предпринимателей городского округа;
научно-практические конференции различной направленности «Истоки предпринимательства моей малой Родины», «ВТО: плюсы и минусы», «Династии предпринимателей», «Путь к успеху»;
конкурсы и олимпиады, связанные с коммерческой деятельностью и предпринимательством (Всероссийская олимпиада по экономике от проекта mega-talant.com; Областная олимпиада по специальности «Коммерция»);
встречи с выпускниками, способствующие обеспечению профессиональной преемственности и формированию устойчивого и уважительного отношения к профессии.

Для усиления практической направленности студентов проводятся производственные экскурсии. Студенты знакомятся с хозяйственной деятельностью предприятий города и района: ПК «Дулевский Фарфор»; ООО «Ликинский автобусный завод»; ЗАО «Славянский пух»; ТЦ «Орион»; «Центр занятости» и др.

Особая роль отводится различным видам практик (п. 7.14. ФГОС СПО). Практика - обязательный раздел ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Материально-техническая база колледжа создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности. Одной из форм проведения занятий по учебной практике является организация и проведение деловой игры «Моделирование экономики и менеджмента». Создавая свои организации, студенты овладевают практическими навыками осуществления предпринимательской деятельности, отрабатывают процесс принятия решения с учетом конъюнктуры рынка. Производственная практика состоит из двух этапов: практики производственной и преддипломной практики. Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно. после Базой практики выступают предприятия и организации города и района, поскольку квалификации будущих выпускников позволяют им приобретать практический опыт в разных сферах человеческой деятельности.

Практическая направленность обучения отслеживается и при проведении экзаменов квалификационных. Преподавателями разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда входят аттестационные листы, заполняемые во время прохождения практик, образцы тестовых и контрольных заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю.

Большая роль в практическом обучении студентов отводится работодателям. Современный работодатель вырабатывает общие требования к компетентности специалистов, что облегчает процесс профессиональной адаптации выпускников. Организации и предприятия получают специалиста, соответствующего их потребностям. Студенты получают приглашение для трудоустройства в организации, где они проходили производственную практику.
Многие выпускники колледжа становятся высококвалифицированными специалистами, руководителями и коммерческими директорами промышленных и торговых предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.

Практическая направленность обучения позволит выпускать из колледжа специалистов, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда области.

Литература
1. Основные положения проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 305-р (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2018 г. N 1878-р).
3. Речь Дмитрия Медведева на экономическом форуме в Красноярске. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pbussr.ru.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2014 N 32499), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2014 N 32855.

 

Возможно, будет полезно почитать: