Как делятся приказы по личному составу. Кадровое делопроизводство: распорядительная документация. Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве

В небольших организациях, как правило, выделяют приказы по основной деятельности и по личному составу, порой забывая про еще одну группу - приказы по административно-хозяйственным вопросам. В крупных же организациях даже этих трех разновидностей маловато будет. Кроме того, там часто разные подразделения готовят разные группы приказов, и порой у отдельных специалистов возникает желание доказать, что приказ по вновь возникшему вопросу - вовсе не его головная боль, а вотчина коллеги из другого отдела. Чтобы примирить всех, нужно навести порядок.

Зачем все это нужно?

П рактика показывает, что крупные организации, вне зависимости от сферы деятельности и организационно-правовой формы, издают достаточно большое количество распорядительных документов, прежде всего приказов. Вместе с тем при проведении экспертизы ценности документов этого вида возникают определенные сложности, связанные со спецификой деятельности крупной организации. Дело в том, что небольшая организация может ограничиться изданием приказов двух видов: по основной деятельности и по личному составу (дополняемых изданием распоряжений), оформление которых в этом случае возлагается на одного человека. Чем больше масштаб деятельности организации, значительнее штат работников и сложнее структура руководства, тем меньше вышеописанный алгоритм издания распорядительных актов подходит для организации.

Как быть? Ответ на этот вопрос найден довольно давно: приказы делят на отдельные разновидности, а их оформление поручают отдельным работникам или различным подразделениям . В результате возникает стандартная для современного отечественного делопроизводства ситуация, когда часть приказов оформляется (соответственно, регистрируется и хранится до передачи в архив) делопроизводственной службой, а часть — службой кадров.

При этом порой сотрудники делопроизводственной службы и службы кадров испытывают затруднения при решении вопроса о том, приказом какой разновидности оформлять те или иные решения - приказом по основной деятельности или приказом по личному составу .

К сказанному стоит добавить, что разделение приказов на две разновидности - по основной деятельности и по личному составу - не может удовлетворить крупные организации, имеющие значительный круг решаемых вопросов. В итоге количество разновидностей приказов увеличивается (появляются приказы по административно-хозяйственным вопросам, о направлении работников в командировку и др.), а подготовка приказов по отдельным вопросам может поручаться отдельным работникам или подразделениям как в порядке разового поручения, так и на постоянной основе, что, естественно, добавляет сложностей.

Действующие в настоящее время государственные стандарты содержат общие указания относительно оформления приказов и не позволяют решить данные вопросы. Не добавляют ясности и не так давно утвержденные «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» . Единственным выходом остается детальная проработка классификации приказов локальным актом, издаваемым самой организацией.

Прежде всего необходимо определить количество видов приказов, которые могут издаваться. Вполне вероятно, что целесообразно будет раздробить приказы по основной деятельности и по личному составу на более мелкие группы для облегчения дальнейшей справочной работы и для обеспечения возможности специализации деятельности сотрудников, их оформляющих. Выделенные группы следует зафиксировать в табеле унифицированных форм документов. Однако даже использование табеля унифицированных форм не позволяет полноценно организовать работу по отнесению приказов к конкретному виду, поэтому необходимо или оговорить вопрос классификации приказов в инструкции по делопроизводству, или оформить отдельный классификатор. В последнем случае классификатор может быть утвержден приказом и использоваться в качестве приложения к номенклатуре дел. Такой вариант удобен, если действующая инструкция по делопроизводству в целом соответствует современным требованиям и нет острой необходимости в ее немедленной переработке.

Содержание классификатора будет индивидуальным для каждой организации. При его составлении можно руководствоваться положениями Унифицированной системы организационно-распорядительной документации . При этом, учитывая то обстоятельство, что хотя УСОРД и входит в число действующих УСД, она фактически не применяется в деятельности организаций, поскольку первая очередь УСОРД, утвержденная Главархивом СССР еще в 1979 году, в настоящее время в значительной части устарела, а вторая очередь УСОРД, утвержденная Росархивом в 1993 году, не была внедрена в практику. Раздел ОКУД, посвященный организационно-распорядительной документации, с 1993 года не ведется, поэтому в ОКУД не включены многие формы документов, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации . Гораздо более полезным будет «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» , т.к. только на его основе можно классифицировать приказы по срокам хранения (далее по тексту - Перечень).

Ниже приведен пример классификатора приказов. В данном примере приказы разделены на три группы (согласно 19 статье Перечня):

  • по основной деятельности - срок хранения постоянно;
  • по личному составу - большинство хранится 75 лет, но отдельные виды можно хранить 5 лет;
  • по административно-хозяйственным вопросам - 5 лет.

Группировка произведена по содержанию и по срокам хранения в соответствии со статьей 19 нового Перечня.

Далее делим каждую группу на отдельные подгруппы, т.к. оформление различных групп (разновидностей) приказов может быть возложено на разные отделы или на разных сотрудников службы кадров. Такое разделение в дальнейшем облегчит проведение справочной работы. Можно, например, выделить приказы о поощрении и материальной помощи, т.к. они связаны с выделением и расходованием дополнительных финансовых ресурсов и существует необходимость особого контроля руководства за данным направлением работы. И, наконец, логично выделить в качестве отдельных разновидностей приказы об отпусках, дежурствах, взысканиях, а также о направлении работников в командировку, т.к. они имеют срок хранения 5 лет.

Каждой разновидности приказа присваивается свой делопроизводственный индекс, каждая разновидность подшивается и хранится отдельно в соответствии с установленными сроками хранения.

Мы предлагаем использовать индексацию на основе двух букв, которые могут вызывать определенные ассоциации, что облегчает запоминание и усвоение работниками предложенной группировки:

  • ОД О сновная Д еятельность,
  • ЛС Л ичный С остав,
  • МП М атериальная П омощь / М атериальное П оощрение,
  • ОК О `К — все хорошо, отпуск,
  • КМ К оМ андировка (обычная),
  • КС — Командировка на С евер (или К омандировка С ерьезная),
  • АХ А дминистративно-Х озяйственые вопросы и т.д.

Классификатор может быть оформлен в виде таблицы.

В нее можно внести графу, в которой будет указано, кто из руководителей преимущественно подписывает приказ определенного вида (в том случае если такое распределение полномочий предусмотрено соответствующим приказом). При этом, разумеется, руководитель, являющийся первым лицом организации, может подписывать любой приказ.

В пятой графе содержатся типовые заголовки, которые можно использовать при оформлении приказов. Это сократит количество ошибок, совершаемых при оформлении приказов, и существенно облегчит ввод информации в информационно-поисковые системы (ведь большинство из них позволяет создавать справочник стандартных заголовков, из которого пользователь потом сможет выбирать нужный). Такой классификатор позволит избежать проблем при проведении экспертизы ценности документов.

Сноски

Свернуть Показать


Его действие распространяется только на сотрудников этой организации. Все локально-нормативные акты, принимаемые работодателем, не должны противоречить российскому федеральному законодательству или законодательству субъектов Российской Федерации.
Приказами оформляются решения нормативного характера, решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы предприятия (организации).
Приказ по кадрам - документированное управленческое решение работодателя (его полномочного представителя) по основным вопросам кадровой работы. Полномочиями на издание приказов по кадрам, как правило, наделяется руководитель предприятия (организации, учреждения). К его полномочиям также относится отмена ранее изданных приказов, а в необходимых случаях - и ранее изданных распоряжений по кадрам. Распоряжение по кадрам - документированное управленческое решение работодателя (его полномочного представителя) по второстепенным вопросам кадровой работы. Полномочиями на издание распоряжений по кадрам обычно наделяются заместители руководителя предприятия (организации, учреждения), а также руководители обособленных структурных подразделений.
В каждой организации издаются приказы о приеме и увольнении, предоставлении отпуска, объявление поощрений и взысканий, изменение условий труда, присвоение разрядов, классности, установление размеров оплаты труда, командирование сотрудников и др.
Приказ по кадрам объявляется работнику, упомянутому в нем, под роспись. После ознакомления с документом работник расписывается на подлинном экземпляре приказа рядом с подписями руководителей, визировавших проект приказа, и ставит дату. В случае отказа работника от подписи факт ознакомления удостоверяется подписью начальника отдела кадров и непосредственного начальника работника.
При соблюдении правил работы с документами приказы должны печататься на специальных бланках или на стандартных листах плотной бумаги, пригодной к длительному хранению. По кадровым приказам ведется нумерация, отдельная от приказов по основной деятельности.

Классификация локально нормативных актов

Все приказы (распоряжения) по кадрам можно условно разделить на две функциональные группы:

  1. издаваемые для документирования управленческих решений, непосредственно связанных с трудовой деятельностью работников предприятия;
  2. издаваемые для документирования управленческих решений по другим вопросам кадровой работы, непосредственно не связанных с трудовой деятельностью работников предприятия.

Формы первичных документов, применяемых при ведении кадрового делопроизводства, утверждены Постановлением Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004г. При этом, позже, после вступления с 01 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, признаны не обязательными к применению. Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
В отношении документов, применяемых в кадровом делопроизводстве , применение утверждённых Госкомстатом форм более привычно для многих хозяйствующих субъектов. Запрета на использование унифицированных форм в Законе N 402-ФЗ не содержится, поэтому их по-прежнему можно применять, утвердив такое решение в учетной политике или отдельным приказом руководителя.
Кроме того, отказываться от применения всех унифицированных форм довольно рискованно.
В Информации N ПЗ-10/2012 Минфин России отметил, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например, формы кассовых документов).
По учету кадров (в соответствии с Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1) приняты следующие формы:

  • N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу";
  • N Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу";
  • N Т-2 "Личная карточка работника";
  • N Т-2ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего";
  • N Т-3 "Штатное расписание";
  • N Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника";
  • N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу";
  • N Т-5а "Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу";
  • N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику";
  • N Т-6а "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам";
  • N Т-7 "График отпусков";
  • N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)";
  • N Т-8а "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)";
  • N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку";
  • N Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку";
  • N Т-10 "Командировочное удостоверение";
  • N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении";
  • N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника";
  • N Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников".

Классифицировать приказы, при ведении кадрового делопроизводства, по срокам хранения можно руководствуясь «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (далее - Перечень). В небольших организациях, где кадровых приказов образуется немного, не требуется делить приказы по разновидностям. В то же время нумеровать все приказы по личному составу одинаково и подшивать в одно дело не допускается из-за различий в сроках хранения приказов данного вида. Ниже приведен пример разделения приказов на основании Перечня:

19 Приказы, распоряжения; документы (справки, сводки, информации, доклады) к ним: Хранить За исключением

а) по основной (профильной) деятельности
Например: приказы об утверждении нового штатного расписания, о возложении обязанностей и др.

Постоянно

Присланные для сведения – до минования надобности
Исключение составляют приказы, посвященные текущим проблемам (например, приказ о перенесении праздничных дней, которые пришлись на выходные дни). Такие документы хранятся три года.

б) по личному составу
прием, перемещение, совмещение, перевод, увольнение;
аттестация, повышение квалификации, присвоение званий (чинов); изменение фамилии; поощрения, награждения; оплата труда, премирование, различные выплаты; все виды отпусков работников с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения содержания (заработной платы); дежурства по профилю основной деятельности; длительные внутрироссийские и зарубежные командировки, командировки для работников с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда)

О дисциплинарных взысканиях, ежегодных оплачиваемых отпусках,
отпусках, в связи с обучением, дежурствах, краткосрочных внутри российских и зарубежных командировках - срок хранения 5 лет

в) по административно - хозяйственным вопросам

С соответствии с указанными сроками хранения при разделении приказов, необходимо определить количество видов приказов, которые могут издаваться.
Вполне вероятно, что целесообразно будет раздробить приказы по основной деятельности и по личному составу на более мелкие группы для облегчения дальнейшей справочной работы. Классификация приказов будет индивидуальной для каждой организации. Можно, например, выделить приказы о поощрении и материальной помощи, т.к. они связаны с выделением и расходованием дополнительных финансовых ресурсов и существует необходимость особого контроля руководства за данным направлением работы. И, наконец, логично выделить в качестве отдельных разновидностей приказы об отпусках, дежурствах, взысканиях, а также о направлении работников в командировку, т.к. они имеют срок хранения 5 лет.
Каждой разновидности приказа присваивается свой делопроизводственный индекс (К, ОД, ЛС), каждая разновидность подшивается и хранится отдельно в соответствии с установленными сроками хранения. Индексация может быть: на основании цифр, на основе букв, или смешанной.


Приказы по личному составу, без преувеличения, важнейшие документы в кадровом делопроизводстве. Именно этими актами закрепляются и претворяются в жизнь решения работодателя в отношении отдельных работников.

На основании приказов вносятся записи в трудовую книжку, они подтверждают те или иные периоды деятельности и условия, в которых работал сотрудник. На приказ как на один из документов, которым оформляются возникновение, развитие и прекращение трудовых отношений, неоднократно ссылается Трудовой кодекс РФ.

Главной частью приказа по личному составу, как и любого другого кадрового документа, является его содержание, т. е. управленческая информация, для закрепления которой на материальном носителе и составляется документ. Каждый приказ по личному составу имеет индивидуальное содержание, связанное с той или иной функцией управления персоналом. Но прежде чем рассматривать конкретные разновидности этого документа, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какие приказы (по содержанию) относятся к приказам по личному составу?
  2. Как выделить из общей массы приказов, создаваемых в организации, именно приказы по личному составу, подлежащие регистрации и хранению в кадровой службе?
  3. Установлено ли четкое, нормативно закрепленное разделение приказов на указанные группы, или работодатель самостоятельно определяет, кто должен составлять, оформлять, регистрировать и хранить конкретный приказ: кадровая служба, служба документационного обеспечения управления (секретариат, канцелярия и др.) или бухгалтерия?

Виды приказов по личному составу

Отметим, что специалисты кадровых служб не всегда задают себе эти вопросы, считая разделение приказов никчемной затеей и пустой тратой времени. И в самом деле, так ли уж важна эта классификация, чтобы создавать себе дополнительные хлопоты и вести делопроизводство отдельно по основной деятельности и по личному составу? Какими практическими нуждами продиктованы эти требования?

Разделение приказов необходимо по нескольким причинам.

Причина 1. Организация последующего хранения приказов по личному составу.

Первая и, пожалуй, главная причина - это необходимость выстроить правильную систему хранения кадровой информации, отраженной в приказах по личному составу. Неслучайно большинство разновидностей этих приказов хранится 75 лет: они могут понадобиться при оформлении пенсии или в других ситуациях, требующих документального подтверждения событий и фактов, связанных с трудовой деятельностью гражданина.

Можно услышать и такое мнение: мол, раз приказы по основной деятельности хранятся постоянно, то есть не уничтожаются через 75 лет, как кадровые, значит, условия хранения в этом случае еще лучше - все приказы в компании можно объединить и хранить их вечно… Но, во-первых, в этом просто нет смысла. А во-вторых, надо учитывать правила поиска документов в архиве: архивариус не будет искать приказ о приеме на работу в деле с приказами по основной деятельности. Сначала в номенклатуре дел организации, а затем в описях дел эти приказы должны быть указаны в разных структурных подразделениях и, естественно, в разных делах. Иначе кадровый приказ могут вообще не найти, хотя он поступил в архив и лежит там целый и невредимый.

Причина 2. Распределение должностных обязанностей по оформлению документов.

Кроме того, нельзя забывать и о распределении должностных обязанностей по ведению делопроизводства. Наверное, это один из самых болезненных вопросов, которые приходится решать в компаниях. Недопустимо смешивать функции секретаря и кадровика, незаконно возлагая на этих специалистов несвойственные им виды работ. Нам регулярно приходится отвечать на вопросы-сетования кадровиков о выполнении ими чужих обязанностей, например: «Почему я должна оформлять приказы о материальной помощи работникам, ведь это не премия к юбилею!» Секретари же возмущены тем, что им иногда поручают оформлять приказы о направлении работников в командировку, а не только ставить печати в удостоверениях. Проекты некоторых кадровых приказов (например, об удержаниях из заработной платы) нередко составляют специалисты бухгалтерии, а после подписания этих приказов руководителем организации они регистрируются и хранятся в кадровой службе, а не в бухгалтерии или у секретаря.

Обратите внимание!

Каждый специалист в компании выполняет свою трудовую функцию и несет ответственность за свой участок работ. Возложение на сотрудников несвойственных им функций не допускается.

Какими документами закреплено разграничение приказов по основной деятельности и личному составу?

Несмотря на актуальность этой темы, вопрос о разграничении приказов по основной деятельности и личному составу не урегулирован нормативными правовыми актами и остается спорным, вызывая сложности у практиков и приводя к ошибкам в формировании дел с приказами и к затруднениям при поиске их в архиве. Безусловно, важный вклад в решение этого вопроса внесло Минкультуры России, издавшее приказ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В пункте «б» ст. 19 названного Перечня указаны разновидности приказов по личному составу. Но это перечисление не является исчерпывающим, так как здесь названы далеко не все кадровые приказы.

Сложности при разделении приказов связаны с множеством конкретных ситуаций, возникающих в работе с персоналом.

Учет приказов по личному составу

Практический вопрос на тему приказов по личному составу

Я работала инспектором по кадрам в небольшой компании, где все приказы держали в двух папках - со сроками хранения 5 и 75 лет. Недавно я перешла в крупную организацию, где требуется навести порядок в кадровом делопроизводстве. К концу года планируется изменить номенклатуру дел, и сейчас нужно продумать, как грамотно разделить дела с кадровыми приказами. Какими критериями, кроме срока хранения, нужно при этом руководствоваться?

Таким критерием должно быть содержание приказа, а именно - повод к его созданию. Можно выделить следующие направления в работе кадровой службы и бухгалтерии, по которым в соответствии с требованиями ТК РФ необходимо издавать приказы по личному составу:

  1. Документирование движения персонала: прием на работу, перевод, перемещение, увольнение.
  2. Изменение условий трудового договора (за исключением изменения трудовой функции работника): изменение оплаты труда, изменение режима работы и др.
  3. Поручение сотруднику дополнительной работы: совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
  4. Привлечение к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени: к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных, например в ночное время.
  5. Освобождение сотрудника от работы в предусмотренных законом случаях: направление на обязательный периодический медицинский осмотр (освидетельствование) или на обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; освобождение от работы на время исполнения государственных или общественных обязанностей.
  6. Отстранение сотрудника от работы в предусмотренных законом случаях.
  7. Предоставление отпуска: ежегодного оплачиваемого (основного и дополнительных), без сохранения заработной платы, учебного, по беременности и родам, по уходу за ребенком.
  8. Направление в служебную командировку.
  9. Поощрение и награждение за успехи в труде.
  10. Привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности.
  11. Изменение биографических данных.
  12. Оплата труда, материальное стимулирование, удержания из заработной платы.
  13. Аттестация работников.
  14. Подготовка, дополнительное профессиональное образование и др.

В зависимости от количества создаваемых в той или иной ситуации приказов все они могут формироваться в отдельные дела.

Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве играет весомое значение в функционировании фирмы, вне зависимости от ее размера, структуры и сферы деятельности.

Кадровое делопроизводство – это отрасль организации, ответственная за ведение документов, связанная с трудовыми отношениями. А именно:

  • Внесение записей в трудовые книжки;
  • Оформление личных дел;
  • Создание приказов по личному составу;
  • Оформление графика отпусков и штатного расписания;
  • Составление и преобразование должностных инструкций;
  • Хранение и своевременная сдача документов в архив;
  • Грамотное внесение изменений в документы;

Особое внимание в отрасли кадрового документооборота уделяется созданию приказов. Распорядительные документы делят на 2 группы:

По личному составу. Этот вид приказов подразделяется на 2 группы:

  • Срок хранения 75 лет для приказов, формирующих трудовые отношения и значительные изменения в жизни сотрудников. (Прием на работу, увольнение, смена фамилии);
  • Срок хранения 5 лет для краткосрочных распоряжений. (Отпуск, командировка, выговор).

По основной деятельности :

  • Общие приказы по всему предприятию;
  • По отделам;
  • По административно-хозяйственной деятельности;

На заметку! При подготовке приказов применяйте унифицированные документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Допустимо оформление приказов в произвольной форме, так как унифицированные формы не охватывают весь спектр кадровых операций.

Распорядительные документы без утвержденной формы оформляют в текстовом варианте на официальном бланке организации.

Для того, чтобы приказы обладали законной силой, они должны содержать необходимые реквизиты, подписи ответственных лиц и номер документа.

Важно! В ФЗ № 43 от 02.03.2016г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» введены новые урезанные сроки хранения документов по личному составу. Теперь они должны храниться в организации 50 лет, за исключением тех, что созданы до 2003г. Их срок хранения, по-прежнему, составляет 75 лет.

Грамотно организованная система регистрации приказов позволяет:

  • Ускорить поиск понадобившегося документа;
  • Систематизировать распорядительные документы по назначению;
  • Усилить контроль за исполнением приказов начальства.

Специфика применения нумерации заключается в следующих моментах:

  • Разделение распорядительных документов с разным сроком хранения;
  • Присвоение сложных номеров приказам при значительном документообороте.

Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Правила ведения

Регистрационный номер приказа складывается из его порядкового номера и индекса. Индексация приказа определяется индивидуальной номенклатурой дел и правилами регистрации распоряжений на предприятии. Несмотря на то, что каждая организация прописывает свой порядок нумерации распорядительных документов, существует определенный ряд общих правил, которых фирмы стараются придерживаться. А именно:

В фирмах с небольшим документооборотом не требуется разделять приказы по многочисленным разновидностям. Но объединить их нельзя из-за разных сроков хранения документов. В этом случае к порядковому номеру приказа через дефис или наклонную черту добавляют буквенный индекс:

  • «лс»- личный состав (Приказы по личному составу со сроком хранения 75 лет);
  • «к»- кадры (Приказы кратковременных сроков хранения).

В организациях с большим штатом сотрудников и распорядительных документов разработана целая система индексов на каждую разновидность приказа:

  • «п»- прием на работу;
  • «у»- увольнение;
  • «пр» — прием на работу рабочих;
  • «к» — командировки;
  • «вк»- внутренние командировки;
  • «зк»- командировки заграницу;
  • «отд»- отпуска без сохранения зарплаты, по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • «отк»- очередные отпуска, учебные отпуска;

На заметку! Для приказов по основной деятельности обычно кадровики применяют цифровой код. Некоторые организации добавляют буквенный индекс, например, приказ № 1-ОД.

Вариантов нумерации и индексных обозначений может быть много. Их разнообразие зависит не только от размера организации, но в том числе от специфики деятельности конкретной фирмы.

Обратите внимание! Порядок ведения кадрового делопроизводства, в том числе, нумерации приказов нужно оформить в локальный документ фирмы — положение о кадровом делопроизводстве.

Каждый год новая или нет

Нумерацию приказов рекомендовано вести с ежегодным обновлением порядка исчисления. С первого рабочего дня нового календарного года приказу будет присвоен № 1. За исключением учреждений культуры и образования, где делопроизводительный год начинается с 1 сентября.

Такая система поможет не только упорядочить распорядительные документы, но и подготовить их для дальнейшей сдачи в архив.

Журнал регистрации приказов


Страница журнала регистрации приказов по личному составу

Так как порядок присвоения номеров приказам не установлен на законодательном уровне, работники-кадровики ведут журналы для регистрации приказов. Процесс регистрации — это копирование реквизитов с документа и занесение этих данных в специальную регистрационную форму.

Приказы по основной деятельности ведутся на предприятии отдельно от распоряжений по личному составу. Это обусловлено разными направлениями деятельности и сроками хранения. Нумерация этих распорядительных документов должна вестись отдельно. Журналы регистрации приказов будут разные.

Обратите внимание! Регистрация документа дает ему юридическую силу, она устанавливает факт его создания или получения.

Трудовое законодательство не обязывает предприятия вести журналы учета приказов. Журналы регистрации разрабатываются каждой фирмой самостоятельно. Но они должны содержать не только нумерацию, но и дату исполнения документа, реквизиты, краткое содержание и подписи ответственных лиц.

На заметку! При регистрации приказа по личному составу, необходимо указать фамилию и должность сотрудника. А к приказу подколоть основание — заявление от него.

Таким образом, строгих указаний по внедрению системы учета нумерации приказов нет. Каждая фирма выбирает свою схему, исходя из целесообразности и удобства.

Что делать, если ошибка

Внесение изменений в ранее изданный приказ допускается при условии веской необходимости, прежде всего правовой. Поправки к приказу требуются при возникновении обстоятельств, которые делают распорядительный документ или отдельный его пункт фактически или юридически неточными.

К самым распространенным обстоятельствам можно отнести:

  1. Изменения в законодательстве, в нормативных актах или локальных актах самой организации
  2. Изменения личных данных сотрудников, в отношении которых были созданы распорядительные документы
  3. Изменения в обстоятельствах конкретного времени и места, если эти пункты являются существенными для ранее изданного приказа

Важно! Внести изменения в распорядительный документ, переписав его в соответствии с новыми обстоятельствами, является юридически неграмотным действием!

Требуется составить приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ. Он включает в себя:

  • Причины изменений.
  • Основание для внесения изменений.
  • Указание действий должностным лицам или структурному подразделению фирмы, которые они должны выполнить в связи с изменением приказа.
  • Ссылку на изменяемый приказ или положение в нем, его дату, номер и название.
  • Указание сотрудника, на которого возложен контроль за исполнением документа.

Совет! При внесении объемного списка дополнений и изменений, их удобнее сформировать в отдельное приложение. А в приказе указать перечень корректив и ссылку на это приложение к приказу.

Оформление приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ оформляется в бумажном варианте. А к желательным реквизитам можно отнести:

  • Наименование фирмы;
  • Наименование и дата документа;
  • Регистрационный номер;
  • Место составления приказа;
  • Текст документа;
  • Подписи ответственных лиц;
  • Отметка об исполнителе;
  • Визы согласования приказа (при необходимости).

Обратите внимание! Законодательство не устанавливает, какое количество изменений в приказ можно внести. Руководство организации само решает этот вопрос. К нему стоит подходить с рациональной стороны, так как внесение изменений в приказ об изменении приказа повлечет за собой путаницу в документах.

Образец приказа о нумерации приказов

Предприятие самостоятельно разрабатывает приказ о порядке нумерации приказов, где устанавливает удобный ей порядок проставления номеров в приказах, индексные значения и другие положения, исходя из деятельности организации.

Общество с ограниченной ответственностью «АСТ»

ИНН/КПП 7804491337/780401001

195198, г. Санкт – Петербург,
Ленина пр., д.21, кор.1, пом. 309

ПРИКАЗ №1

г. Санкт-Петербург

01.01.2016 г ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Ввести с 2016 года буквенно-цифровую индексацию распорядительных документов по личному составу ООО «АСТ» с применением следующих регистрационных буквенных индексов:приказы о приеме работника на работу – П (прием);
    2. приказы о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником – У (увольнение);
    3. приказы о переводе работника на другую работу – ПР (перевод работника);
    4. приказы о предоставлении отпуска работнику – О (отпуск);
    5. приказы о нарушении трудовой и производственной дисциплины – Н;
    6. остальные приказы – К (кадры).
  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Финансового директора Иванова Олега Дмитриевича.

Генеральный директор А.С. Шапкин


В приказе по личному составу обязательно должна присутствовать ссылка на основание (Пример 2). ПРИКАЗЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Что такое АХВ? Что входит в круг «административно-хозяйственных вопросов», сказать сложно. На выручку вновь приходит Перечень 2010, а именно – раздел 10 «Административно-хозяйственные вопросы», который состоит из подразделов:

Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности; эксплуатация зданий, помещений; транспортное обслуживание, внутренняя связь; обеспечение безопасности организации. Таким образом, приказы организации, посвященные вышеперечисленным вопросам, будут считаться приказами по АХД со сроком хранения 5 лет. Кроме Перечня 2010 руководствоваться нечем: другого нормативного или методического документа по делопроизводству, который содержал бы перечень административно-хозяйственных вопросов, нет.

Классификатор приказов вам поможет

Читайте на сайте:

  • Приказы по личному составу
  • Приказ о приеме на работу
  • Приказ на отпуск по беременности и родам: как подготовить документ
  • Приказ об утверждении штатного расписания
  • Приказ о сроках выплаты заработной платы

Проверьте себя 1. Какой вид приказов не предусмотрен действующими нормативными актами:

    a.

    по личному составу;

  • b. по хозяйственно-административной деятельности;
  • c. по основной деятельности.

2. Какой из документов составляется в свободной форме в отсутствие утвержденного унифицированного бланка:

  • a. приказ о привлечении к сверхурочной работе;
  • b. приказ о приеме на работу;
  • c. приказ о направлении сотрудника в командировку.

3. Что обязательно присваивается каждому распорядительному документу:

Как разделить приказы

Так, приказами по АХД могут быть: приказ о допуске работников/техники на объекты организации (Пример 3); об определении места для курения; о переходе на электронную пропускную систему; ремонте помещений; об организации закупки мебели, оргтехники, бытовых товаров, расходных материалов для офиса; организации транспортировки мебели, оргтехники, документов при переездах; организации клинингового обслуживания (комплексного или разового); о закреплении автотранспорта за водителями и должностными лицами; выделении транспортных средств для решения различных задач; выделении корпоративных телефонных номеров работникам, установлении лимита разговоров; проведении инструктажа по ГО и ЧС; об охране объектов и т.д. Привести исчерпывающий список, как и в случае с приказами по личному составу, невозможно.

  • АХД или нет? Используем шпаргалку.

И снова о приказах

Приказы по основной и хозяйственной деятельности, как правило, хранятся у секретаря (если другое не оговорено отдельным распоряжением). На него же возлагается обязанность по регистрации, хранению и архивации этих приказов.Различаются документы по срокам хранения.

Приказы по основной деятельности предприятия (по организационной структуре, по утверждению штатного расписания, внесению в него изменений и пр.) имеют строк хранения – постоянно. По истечению календарного года они сдаются в архив предприятия.Приказы по хозяйственным и оперативным вопросам хранятся 5 лет.

Внимание

Они имеют сквозную нумерацию без литеры. Если объем издаваемых на предприятии приказов велик, в течение года их делят на тома. По истечении срока хранения они уничтожаются с оформлением соответствующего акта.


3 Приказы по личному составу оформляются и хранятся в отделе управления персоналом предприятия.

Приказы по кадрам

Инфо

Зачем все это нужно? Практика показывает, что крупные организации, вне зависимости от сферы деятельности и организационно-правовой формы, издают достаточно большое количество распорядительных документов, прежде всего приказов. Вместе с тем при проведении экспертизы ценности документов этого вида возникают определенные сложности, связанные со спецификой деятельности крупной организации.


Дело в том, что небольшая организация может ограничиться изданием приказов двух видов: по основной деятельности и по личному составу (дополняемых изданием распоряжений), оформление которых в этом случае возлагается на одного человека. Чем больше масштаб деятельности организации, значительнее штат работников и сложнее структура руководства, тем меньше вышеописанный алгоритм издания распорядительных актов подходит для организации.

/ виды приказов

Важно

Если за период ведения регистрации изменились реквизиты компании (например, организационно-правовая форма), вовсе не обязательно заводить новый журнал: достаточно обновить данные на обложке. Читайте статью Система Кадры: Приказ о признании временного перевода постоянным Журнал регистрации приказов.


Титульный лист Скачать журнал регистрации приказов. Титульный лист Журнал регистрации приказов. Скачать журнал регистрации приказов Систематизация и хранение приказов по личному составу Хранение кадровой документации осуществляется в соответствии с «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (утвержден решением Министерства культуры РФ в 2010 году).

Приказы: основные виды и особенности оформления

Проследите, чтобы каждый приказ, издаваемый в организации, содержал обязательные реквизиты: наименование организации или учреждения; название вида документа; дату и место издания; заголовок к тексту; регистрационный номер; подпись руководителя; визы согласования. Читайте статью электронного журнала: Приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных Если распорядительная часть содержит конкретное задание, нужно указать ФИО и должность лица, ответственного за его выполнение, а также отведенные руководством сроки.
Порядок выполнения постоянного поручения определяется не конкретным сроками, а заданной периодичностью реализации мероприятий: например, можно обязать сотрудника предоставлять еженедельную сводку или ежемесячный отчет о выполнении работ. Количество исполнителей при этом может быть любым.
В этом случае придется издать новый приказ, отменяющий предыдущее распоряжение или изменяющий его отдельные пункты. В нем необходимо указать:

  • номер, дату и название документа, подлежащего отмене или изменению;
  • основания для отмены (изменения) решения с кратким изложением обстоятельств, послуживших причиной его пересмотра;
  • порядок действий, которые надлежит предпринять исполнителям в связи с новыми обстоятельствами;
  • ФИО и должность лица, уполномоченного контролировать исполнение распоряжения.

Читайте статью Система Кадры: Журнал регистрации приказов по личному составу Заголовок может выглядеть следующим образом: «О признании утратившим силу приказа по личному составу (основной деятельности)».
Как только новая директива вступит в силу, действие предыдущего документа (или отдельных его пунктов, если речь идет о частичных изменениях) прекратится.

Как делятся приказы по кадрам

  • о поощрении, награждении подарком и премировании;
  • о прекращении трудового договора;
  • о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  • об установлении доплат и надбавок к должностному окладу (за стаж, совмещение, особые условия труда или характер работы), а также о любом другом изменении размера зарплаты как одного из существенных условий трудового договора;
  • о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы;
  • о направлении в зарубежную командировку или продолжительную (свыше одного месяца) командировку в пределах страны.

Читайте статью Система Кадры: Приказ о направлении сотрудника в командировку Оригиналы в будущем могут понадобиться для удовлетворения социально-правовых запросов граждан о стаже работы, полученных наградах, размере заработной платы и других немаловажных аспектах трудовой деятельности.
Например, для оформления приема на работу или направления сотрудника в командировку существуют унифицированные бланки, утвержденные Госкомстатом, а вот распоряжения об установлении надбавок, дежурствах или привлечении к сверхурочным работам составляются в произвольной форме. Стандартный образец приказа по основной деятельности состоит из двух частей - вводной, или констатирующей, и распорядительной.

Как видно из названий, в первой части констатируется цель управленческого решения, а во второй - излагается непосредственное распоряжение руководителя. Поэтому распорядительная часть обычно начинается со слова «приказываю».

Унифицированные формы в кадровом делопроизводстве Унифицированные «госкомстатовские» бланки широко применяются в кадровом делопроизводстве.

Как разделить приказы по кадрам и по личному составу

  • предоставляя отпуск, нужно указать его вид, продолжительность, а также точные даты начала и окончания;
  • при переводе на другую работу отражаются его причина и вид (временный или постоянный), полное наименование новой должности сотрудника и структурного подразделения, в которое он переводится, сведения об изменении оплаты труда;
  • оформляя прием на работу, нужно указать основные условия трудоустройства (срок, наличие и продолжительность испытания, размер оплаты труда);
  • при направлении в командировку прописывается ее цель, продолжительность, место назначения, даты начала и окончания.

Оформление документа не должно противоречить требованиям ГОСТ Р6.30-2003 («Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов»).

 

Возможно, будет полезно почитать: