Вид водопользования водного объекта. Виды водопользования. Стоимость услуги и порядок оплаты

Цели и виды водопользования.

В зависимости от хозяйственнойцели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования:

Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

Промышленности и энергетики;

Сельского хозяйства;

Лесного хозяйства, лесосплава;

Здравоо­хранения;

Строительства;

Пожарной безопасности;

Рыбного хозяйства;

Охотничьего хозяйства

И иных целей.

При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования , предусматривая первоочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.

Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьево­го водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и воз­можности организации зон и округов его санитарной охраны.

Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключительных случаев.

Статья 38. Виды водопользования

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование ;

2) обособленное водопользование .

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства.

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

You can find more information here: http://www.consultant.ru/popular/waternew/78_5.html

Применительно кспособам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование.Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, аспециальное - с применением таких сооружений и устройств.



Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плава­тельных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве муниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты общего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособ­ленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользова­ния или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).

Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

Перечень видов специального водопользования утверждается Министер­ством природных ресурсов РФ.

Использование водных объектов может осуществлятьсяс изъятием (забор воды) либобез изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.

Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемоесовместное водопользование. Совмест­ное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид во­допользования. В соответствии со ст. 76 ВК РФ государственными органами управления использованием и охраной водного фонда разрабатываются схе­мы комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться вособое пользование по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 87 ВК РФ).

Водопользование - это совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов. Водным фондом называют совокупность всех водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Водный фонд включает все водные объекты, как поверхностные, так и подземные. Таким образом, понятия «водный фонд» и «водные ресурсы» можно считать тождественными.

На территории Российской Федерации водопользование регламентируется Водным кодексом РФ. На рис. 2.6 приводится классификация видов водопользования.

Рис. 2.6.

Как видно из рис. 2.6, водопользование можно разделить на водопользование с забором воды из водного объекта и без забора воды. Водопользование с забором воды осуществляется в первую очередь на нужды сельского хозяйства для орошения сельскохозяйственных полей, на выращивание скота, в коммунально-бытовых целях, на нужды промышленности. Без забора воды - в интересах транспорта, например перевозки по внутренним и морским водным путям, в целях выработки электроэнергии на ГЭС, в рекреационных целях.

В свою очередь, в случае водопользования с забором воды могут быть два варианта: с возвратом и без возврата воды в водный объект. Как правило, отсутствие возврата воды связано с нуждами растениеводства, так как вода либо испаряется в процессе использования, либо включается в состав продукции растениеводства, становясь частью овощей, фруктов и т.д. Если вода все же возвращается в водный объект, то, как правило, ее качество становится в определенной степени хуже, чем было до использования. Примером такого возврата могут быть коммунально-бытовые и промышленные стоки. Такое водопользование приводит к загрязнению водных объектов.

Помимо названных видов, водопользование может разделяться на совместное и обособленное. Обособленное водопользование осуществляется на водных объектах, находящихся в частной собственности. Пользование водным объектом при этом ограничивается определенным кругом лиц по усмотрению собственника водоема. Следует отметить, что согласно действующему законодательству водные объекты естественного происхождения на территории Российской Федерации не могут быть в частной собственности. В случае совместного водопользования правом водопользования применительно к конкретному водоему пользуются все граждане.

Для осуществления некоторых видов водопользования необходимо заключение договора с местными органами власти на пользование водным объектом. Договоры водопользования заключаются на срок не более 20 лет по каждому водному объекту. Закон не требует заключения договора водопользования, если водный объект предполагается использовать для целей судоходства, нерегулярного взлета и посадки летальных аппаратов, рыболовства и рыбоводства, тушения пожаров, полива сельскохозяйственных культур, проведения научных исследований и т.д. Не оформляется договор водопользования и в случае эксплуатации подземных водоносных горизонтов путем бурения скважин на воду. Однако если водный объект предоставляется в пользование на принципе аренды, используется в целях гидроэнергетики или для сброса жидких отходов, то заключение договора необходимо.

Применительно к водопользованию употребляют следующие основные термины:

  • акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, находящиеся в пределах водных объектов, освоенные или доступные для использования;
  • водный объект - водоем естественного или искусственного происхождения, водоток или иной объект, обладающий определенным водным режимом.

В зависимости от характера водопользования водоемы можно подразделить на водоемы хозяйственно-питьевого, рекреационного и культурно-оздоровительного назначения, а также водоемы рыбохозяйственного назначения. В свою очередь, водоемы рыбохозяйственного назначения можно подразделить еще на три категории: водоемы высшей, первой и второй категории. Водоемы рыбохозяйственного назначения высшей категории являются, как правило, местами обитания особо ценных видов рыб, а также местами размножения этих видов водных биологических ресурсов. Ко второй категории водоемов рыбо- хозяйственного назначения относят водоемы, являющиеся местами нереста видов рыб, не относящихся к особо ценным. Остальные рыбо- хозяйственные водоемы относятся к третьей категории.

На территориях, примыкающих к водным объектам, выделяют так называемые водоохранные зоны. Водоохранной зоной называют территории, примыкающие к акватории поверхностных водных объектов. Ширина водоохраной зоны определяется характеристиками водных объектов. Минимальная ширина водоохранной зоны для озер зависит от площади акватории. При площади акватории до 0,5 км 2 ширина водоохранной зоны должна быть минимум 50 м; больше 2 км 2 - минимум 500 м. Для рек минимально допустимая ширина водоохранной зоны зависит от протяженности русла от истока до устья. Если длина реки не превышает 10 км, то минимальная ширина водоохранной зоны должна составлять 50 м; при длине водотока от 11 до 50 км она увеличивается до 100 м; если длина реки превышает 50 км, то она должна составлять 200 м. Для побережья морей ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 500 м.

Помимо водоохранной зоны на территориях, прилегающих к водным объектам, выделяют прибрежную защитную полосу. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега. При нулевом (ровный берег) или минусовом уклоне берега ширина прибрежной защитной полосы составляет минимум 30 м; при уклоне берега менее 3° она не может быть меньше 40 м; при уклоне берега больше 3° она должна быть минимум 50 м. Следует отметить, что в любом случае ширина водоохранной зоны не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы.

В границах водоохранных зон и особенно прибрежных защитных полос устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности. В пределах водоохранной зоны нельзя использовать сточные воды для повышения плодородия почв, так как существует реальная возможность попадания загрязненных стоков в водный объект. В водоохранной зоне нельзя устраивать скотомогильники, размещать кладбища, полигоны для захоронения отходов производства и потребления, могильники для захоронения опасных веществ и материалов. Также на указанных территориях нельзя распылять ядохимикаты с использованием для этих целей авиации. В прибрежную водоохранную зону нельзя въезжать на механических транспортных средствах. Если в пределах водоохранной зоны планируется или осуществляется строительство какого-либо объекта, например водонасосной станции, то в проекте необходимо предусмотреть меры по недопущению загрязнения водного объекта в процессе строительства и эксплуатации указанного объекта.

Прибрежные защитные полосы имеют еще более строгие ограничения по ведению хозяйственной деятельности по сравнению с водоохранными зонами. В дополнении к указанным выше ограничениям в прибрежной защитной полосе запрещается распахивать землю, так как это может привести к заиливанию водного объектами продуктами смыва с распаханной территории. Также в прибрежной защитой полосе нельзя осуществлять выпас скота.

Водопользование, таким образом, обязательно должно сопровождаться мероприятиями, направленными на охрану водных ресурсов. Необходимо не только ликвидировать последствия негативного воздействия на водные объекты, но и предупреждать такие воздействия. В целом охрана водных ресурсов подразделяется так, как показано на рис. 2.7.


Рис. 2.7.

Под загрязнением водных объектов (ресурсов) понимают попадание в воду веществ и материалов, чуждых водной экосистеме и способных привести к ее последующей деградации. Загрязнителями могут быть растворенные в воде вещества, а также вещества, не растворяющиеся в воде или распределенные в воде в твердой фазе, - так называемые взвеси, присутствие которых снижает прозрачность воды, делая ее мутной. Примеры загрязнений: сбросы в водоем солей тяжелых металлов, глинистых частиц, нефтепродуктов.

Засорением чаще обозначают попадание в водоем различных предметов, таких как куски полиэтилена, стеклянная и пластиковая упаковка и посуда, бумага, древесина. Засорение в первую очередь существенно снижает эстетическую ценность водоема. В целом засорение можно считать одной из форм загрязнения. В связи с этим действующее законодательство не допускает сброс и захоронение в водных объектах отходов производства и потребления. Сброс в водные объекты стоков, в которых содержатся болезнетворные микроорганизмы, а также вещества с неизвестным уровнем норматива ПДК, на территории Российской Федерации также запрещен. Отдельно следует отметить, что болота и подземные водные объекты как равноправные компоненты водного фонда Российской Федерации также находятся под охраной и требования аналогичны перечисленным.

Истощение связано со снижением запасов вод. Внешне истощение проявляется в пересыхании водоема, снижении уровней грунтовых и подземных вод. Для предотвращения истощения водных объектов необходимо поддерживать баланс расхода и поступления воды.

Ви́ды водопо́льзования – способы использования водных объектов в зависимости от условий забора воды из водоисточника и её возврата в водный объект, направленные на удовлетворение нужд населения, объектов социальной сферы и экономической деятельности. Виды водопользования : водопользование с забором водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в них; водопользование с забором водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в них; водопользование без забора водных ресурсов, в целях поддержания определённых уровней, расходов и качества воды в водном объекте. Основные водопользователи в России – энергетика, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, водный транспорт, ряд отраслей промышленности, рыбоводство, рекреация и др.

Распределение водопользователей по видам водопользования

Приоритетный вид водопользования – обеспечение питьевых и хозяйственно-бытовых потребностей населения. Ситуация с питьевым водоснабжением в России достаточно тревожная. Доброкачественной питьевой водой обеспечен только 61% населения, а условно доброкачественной – 28%. Более 22% жителей пользуются децентрализованными источниками без соответствующей водоподготовки . Привозную воду в качестве питьевой воды используют около 700 тыс. чел., проживающие в 44 субъектах РФ. Особенно острая ситуация сложилась в Якутии и Калмыкии, где привозной водой пользуются соответственно более 30 и 20% населения. В городских поселениях доля жилого фонда, оборудованного водопроводом, составляет 90%, в сельских – 49%. Ввод в действие новых водопроводных сетей по сравнению с началом 1990-х гг. сократился в несколько раз. Рост изношенности водопроводной сети – главная причина увеличения доли утечек и неучтённых расходов воды по отношению к объёму воды, поданной в сеть (в среднем по России она увеличилась с 15,3% в 2000 г. до 22,5% в 2012 г.). В ряде регионов доля утечек превышает 40%; в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Курской областях – 10–12%. Состояние водопроводно-канализационного хозяйства оценивается как кризисное – износ основных средств колеблется от 50 до 70%. Число аварий в системе водопровода после 2005 г. сокращается, но всё ещё в 2–3 раза превышает европейские показатели.

В балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляют 45% объёма воды, что намного ниже, чем в большинстве европейских стран (70–90%), хотя подземные источники более защищены, чем поверхностные, и дают воду более высокого качества.

Через очистные сооружения предварительной очистки и водоподготовки пропускается 60% количества воды, поданной в сеть. Состояние как поверхностных, так и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения и качество воды в местах водозабора улучшается медленно. Доля проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2012 г. составляла 22%, по микробиологическим показателям – 17,5%. Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельской местности (колодцы, каптажи родников) составляла соответственно 25 и 20%.

Вместе с тем в последние 10–15 лет отмечается значительное сокращение объёма воды, используемой на хозяйственно-питьевые нужды. Например, в Москве за 2000–2011 гг. потребление воды на 1 человека сократилось на 50% (в России – на 30%). Во многих городах проводится комплекс водосберегающих мероприятий по рациональному расходованию воды в жилищном фонде. Он включает в себя реконструкцию и наладку систем водоснабжения жилых микрорайонов, устранение утечек в подводящих и внутридомовых сетях, установку регуляторов расхода воды, установку водосберегающей санитарно-технической арматуры и квартирных водосчётчиков, совершенствование системы учёта воды. Своё влияние оказал и рост тарифов на подаваемую воду.

Потребительские свойства питьевой воды обусловили её широкое использование в технологиях промышленного производства. На предприятиях обрабатывающих производств 70–90% воды используется в качестве хладоагента, охлаждающего продукцию в теплообменных аппаратах, или для защиты отдельных элементов машин и установок от чрезмерного нагрева; 10–20% теряется на испарение или входит в состав произведенной продукции; 5–13% используется для очищения продукции или сырья от примесей (протравка стали, очистка текстиля, пищевых продуктов и т.д.), а также в качестве транспортирующей среды (в бумажной промышленности – для транспортирования сырой бумажной массы в виде водной суспензии). Экономия воды при использовании систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в обрабатывающих отраслях промышленности превышает 90%.

Технологии, применяемые при добыче полезных ископаемых, условно можно разделить на две группы: технологии по добыче угля и руды и по добыче нефти и газа. Распространенный способ добычи угля и рудных полезных ископаемых – гидравлическая добыча, что предполагает воздействие на рудные породы струёй воды высокого давления. Рудная порода разрушается и перемешивается с водой, образуя пульпу, которая откачивается насосными станциями и фильтруется. При добыче нефти и газа вода закачивается в нефтегазоносный пласт через специальные скважины, что позволяет повысить давление нефти и газа и увеличивает ресурс скважины. Как правило, данная методика используется при вторичной и последующей добыче нефти и газа на месторождениях.

На первом месте по объёмам использования воды находится производство электроэнергии, пара и горячей воды. На теплоэлектростанциях вода используется для получения пара в котлах, парогенераторах, ядерных реакторах кипящего типа, испарителях, паропреобразователях; конденсации отработавшего в паровых турбинах пара; охлаждения различных аппаратов и агрегатов ТЭС и АЭС; для производства отопительной воды. Основная часть воды используется для охлаждения конденсаторов турбин. На тепловых электростанциях используются два типа водоснабжения: прямоточные системы и последовательные и оборотные системы. Водный кодекс Российской Федерации (ст. 60) запрещает проектировать системы прямоточного водоснабжения. В 2012 г. экономия воды при использовании систем оборотного и последовательного водоснабжения в этой отрасли превысила 76%.

Россия обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом, занимая второе место в мире после Китая. Однако данный потенциал используется только на 20%, тогда как во Франции и Швейцарии степень его освоения составляет > 90%, в Канаде и Норвегии > 70%, в США и Бразилии > 50%. Доля электроэнергии, производимой гидроэлектростанциями, не превышает 18% всего производства электроэнергии в России. Главная причина слабого освоения гидроэнергетического потенциала – его значительное удаление от потребителей электроэнергии: 90% его сосредоточено на реках Сибири и Дальнего Востока. Практически ни один каскад ГЭС не создавался для решения только энергетических задач. Крупные гидроэнергетические объекты являлись, как правило, основой для индустриального развития районов их размещения, а в ряде случаев – и крупных регионов страны. Одно из серьезных препятствий на пути дальнейшего развития строительства ГЭС – их негативное влияние на окружающую среду (затопление земель, изменение климата, ущерб рыбному хозяйству и экотуризму).

Сельское хозяйство – один из основных видов водопользования по общим (23% в 2012 г.) и особенно по безвозвратным изъятиям. В мире шестая часть земель мелиорирована и с них получают 40–50% всех производимых сельскохозяйственных продуктов. В России площадь мелиорированных земель составляет менее 6% угодий, с которых получают 15% продукции земледелия. В середине 1980-х гг. на нужды регулярного и лиманного орошения расходовалось 20–21 км 3 , в 2012 г. – 7,4 км 3 воды; это обусловлено сокращением поливаемых площадей с 5,0 до 2,4 млн га и уменьшением оросительных норм. Системы сельскохозяйственного водоснабжения удовлетворяют потребности в питьевой воде населения, животных, перерабатывающих и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса. Они базируется преимущественно на подземных водах – 85% объёма. В регионах с дефицитом водных ресурсов построены групповые водопроводы с водозаборами в основном из поверхностных источников и подачей воды на большие расстояния.

В общих объемах уловов водных биологических ресурсов на долю внутренних водоёмов приходится 7–8%. Россия располагает самым крупным в мире фондом рыбохозяйственных водоёмов: площадь водного зеркала озёр – 22,5 млн га, водохранилищ – 4,3 млн га, сельскохозяйственных водоёмов комплексного назначения – 1 млн га, прудов – 142,9 тыс. га; общая протяжённость рек – 523 тыс. км. В то же время для развития аквакультуры на сегодняшний день используется не более 5–6% этого фонда. Наибольшее значение для промысла и воспроизводства рыбных запасов имеют низовья рек Волги и Дона , реки Сибири (Обь , Енисей , Лена , Яна), Дальнего Востока и Северо–Запада. Основная часть прудового фонда, в который входят нагульные и питомные площади, расположена в Южном федеральном округе – наиболее благоприятном по климатическим условиям для ведения прудового рыбоводства.

Внутренний водный транспорт включает речной флот и необходимую инфраструктуру для его обслуживания – порты и пристани; шлюзы , обеспечивающие пропуск судов между водными бассейнами и через гидротехнические сооружения ; межбассейновые соединения и каналы ; береговые и плавучие знаки; насосные станции, обеспечивающие обводнение водных путей. С точки зрения использования воды особенность эксплуатации водного транспорта заключается в предъявлении минимальных требований к качеству водных ресурсов. Однако водный транспорт – один из источников загрязнения воды , прежде всего, нефтепродуктами и взвесями. Инфраструктура также оказывает негативное воздействие на водные ресурсы. Основное преимущество водного транспорта – возможность доставки грузов и пассажиров в труднодоступные регионы.

Цель лесосплава – доставка заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другой вид транспорта. Различают, плотовой и лесосплав. В СССР из общего объёма лесосплава на долю молевого приходилось около половины. В России в начале 1990-х гг. молевой сплав практиковался на 275 реках. В настоящее время сплав леса без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав леса на водных объектах запрещены (Водный кодекс Российской Федерации , ст. 48). Под влиянием лесосплава нарушается естественное состояние русел , происходит засорение водотоков и водоёмов затопленной древесиной, разрушаются нерестовые участки, образуются заторы, препятствующие передвижению рыб и способствующие заилению русел и нерестилищ. Затопленная древесина придает воде токсические свойства и изменяет её гидрохимический состав . В результате поступления и последующего распада легко окисляемых органических соединений в воде снижается содержание растворимого кислорода , изменяется цветность, увеличивается окисляемость.

Водные объекты – излюбленное место для отдыха, спорта, туризма, оздоровления людей. В России на берегах водоёмов расположено 60% санаториев, более 80% учреждений отдыха, 60% туристических баз и 90% рекреационных объектов для самого массового в стране пригородного отдыха. Рекреация на водных объектах, как важная часть индустрии отдыха, включает купание, греблю, катание на лодках, приём солнечных и воздушных ванн. Районы купания и рыболовства должны отличаться высоким качеством воды, поэтому вблизи зон отдыха недопустим выпуск сточных вод, а прибрежные полосы и дно водоёмов следует периодически чистить. В ряде мест использование моторных лодок и катеров в целях охраны водоёмов и водотоков от загрязнения горючими смазочными веществами и от переработки берегов волной резко ограничено, особенно на малых реках. Свыше двух третей речных туристских маршрутов проходят по Европейской части России.

Нескоординированное водопользование ведёт к возрастанию нагрузки на окружающую среду. Под экологическим попуском понимается сток зарегулированной реки , обеспечивающий воспроизводство и функционирование водных и околоводных экосистем в нижнем бьефе гидроузла . Экологические попуски должны обеспечивать поддержание необходимых условий для существования и воспроизводства рыбного стада и функционирование сложившихся на данном объекте водных и околоводных экосистем, способствуя повышению их биологической продуктивности. К числу экологических относятся и режимные попуски, обеспечивающие вынос солей, поступающих с дренажными водами (на реках с развитым орошением); предупреждающие повышение русла по причине отложения наносов (на реках с большой мутностью

один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления водных ресурсов. Водное законодательство РФ различает три вида В.: долгосрочное, краткосрочное и ограниченное (водный сервитут). По целевому признаку различаются хозяйственное (промышленное, транспортное, ирригационное и т.д.), природоохранное, рекреационное, научное, чрезвычайное и иные виды В. Как общее правило в водном законодательстве установлен принцип платности В. (см. Плата за воду).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

использование воды в установленном законом порядке. В СССР все водные ресурсы национализированы и являются исключительной собственностью государства. Национализация вод установлена декретом «О земле» и закреплена в ст. 6 Конституции СССР.! Национализация вод, в сочетании с национализацией земли, создала для Советского государства наилучшие возможности в использовании водных ресурсов на основе народнохозяйственных планов и в соответствии с требованиями экономических законов социализма. В принятых XIX съездом партии директивах по пятому пятилетнему плану содержится новая грандиозная программа водохозяйственных мероприятий, выполнение которой значительно расширит В. и обеспечит большое повышение продуктивности сельского хозяйства и количества электроэнергии в стране. Вода используется для самых различных целей: Для транспорта, лесосплава, для питья, для промышленных нужд, для получения гидроэнергии, рыбного и охотничьего хозяйства, для лечебно-санитарно-гигиенических целей, для спорта и т. д. Особенно большое значение имеет В. для сельского хозяйства в засушливых районах, где вода используется для организации поливного земледелия (орошения) или для обеспечения безводных и маловодных районов колодцами и водоемами для водопоя скота и хозяйственных нужд (обводнение).

По общему правилу, использование воды носит комплексный характер: один и тот же водоем может быть использован для различных целей (напр., для транспорта, рыбного хозяйства, орошения и т. д.). Однако и при комплексном использовании воды, в зависимости от основного назначения водоемов, определяются и органы, в ведении которых они состоят. В. осуществляется или самим Советским государством через государственные предприятия и хозяйства (промышленные предприятия, совхозы и т. п.) или передается колхозам, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам для удовлетворения их нужд. Порядок В. различен, в зависимости от того, из каких водных источников вода предоставляется (из естественных водных источников – рек, озер, из государственных оросительных систем, из прудов и водоемов, находящихся на территории хозяйств – колхозов, совхозов и др.) и для какой цели вода предоставляется.

В. из естественных источников для питья, водопоя скота и хозяйственных (непромышленных) нужд разрешается повсеместно с соблюдением установленных санитарных и водотехнических правил; при этом водопользователь не имеет права изменять водный режим реки и нарушать интересы других водопользователей. Коммунальное В. в городах осуществляется, по общему правилу, через систему водопроводов или других сооружений, находящихся в ведении городских Советов. В. для промышленности, ж.-д. транспорта и т. п. осуществляется по соответствующим планам путем получения воды из определенных водных источников (в городах также обычно через систему водопроводов). Из государственных оросительных систем вода подается для орошения посевов, насаждений и естественных сенокосов, для промышленных, бытовых и других нужд по договорам, заключаемым водопользователями с управлениями оросительных систем в соответствии с утвержденными планами. Использование прудов и водоемов, находящихся на территории колхозов, совхозов и других землепользователей, для целей орошения и обводнения, для целей рыборазведения и получения гидроэнергии для нужд сельского хозяйства осуществляется самими землепользователями.

Наиболее детально разработано законодательство о сельскохозяйственном В. в засушливых районах. Подача воды из оросительных систем производится в соответствии с планами, составляемыми управлениями оросительных систем на основе утвержденных райисполкомами для каждого колхоза и совхоза внутрихозяйственных планов В. и заявками предприятий, учреждений и других хозяйств-водопользователей на воду для промышленных, хозяйственных, бытовых и других надобностей. Внутрихозяйственные планы по каждому колхозу и совхозу должны предусматривать цели, для которых подается вода, количество и сроки подачи воды и составляться, с учетом новой системы орошения. Управления оросительных систем заключают с водопользователями договоры; при этом внутрихозяйственные планы В. колхозов и совхозов включаются в договор как его составная часть.

В целях обеспечения правильного и экономного использования воды за подаваемую воду установлена денежная оплата, взыскиваемая с водопользователей в размерах, установленных законом. Колхозы, совхозы и другие хозяйства-водопользователи обязаны правильно и экономно использовать получаемую воду, содержать в порядке внутрихозяйственную оросительную сеть, подготавливать почву к поливу, а также обязаны принимать бесплатное долевое участие в проведении работ по очистке и ремонту оросительных систем.

Уголовные кодексы среднеазиатских республик устанавливают ответственность за нарушения порядка В., в том числе за самовольный захват воды из государственных оросительных каналов, прорытие берегов, открытие шлюзов и т. п., за загрязнение воды в канале и за другие нарушения порядка.

Партия и Правительство уделяют большое внимание развертыванию водохозяйственных мероприятий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Статья 37. Цели водопользования: Водные объекты используются для целей -питьевого и -хозяйственно-бытового водоснабжения, -сброса сточных, в том числе дренажных, вод, -производства электрической энергии, -водного и воздушного транспорта, -сплава древесины и иных предусмотренных ВК.

Статья 38. Виды водопользования

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на: 1) совместное водопользование; 2) обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Водные объекты предоставляются в пользование на основе договора водопользования или решения о предоставлении во в пользование.

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод; 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; 8) подъема затонувших судов; 9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей; 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов; 12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).


Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: 1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; 2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; 3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; 4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; 5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); 6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; 7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов; 8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; 9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; 10) рыболовства, охоты; 11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; 12) санитарного, карантинного и другого контроля; 13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; 14) научных, учебных целей; 15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек; 16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; 17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. 18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации; 19) создания искусственных земельных участков.

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов . Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Статья 59. Охрана подземных водных объектов 1. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. 2. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления , кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. 3. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством. 4. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов. 5. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.

Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы

1. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 2. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством. 3. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах. 4. Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается. 5. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается :

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); 2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; 3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ

1. Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности. 2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. 3. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей. 4. Физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.

Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии

1. Водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов. 2. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. 3. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам). Правительство Российской Федерации определяет порядок установления охранных зон для указанных объектов, особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах.

4. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

 

Возможно, будет полезно почитать: