Жозе мануэл баррозу - председатель. Жозе мануэл баррозу - председатель Баррозу жозе

Бывший адвокат, а ныне премьер-министр Португалии Жозе Мануэл Дуран Баррозу во вторник должен объявить, согласен ли он занять пост главы Еврокомиссии. И во вторник же страны - члены ЕС соберутся на мини-саммит, чтобы официально утвердить кандидатуру этого политика на один из ключевых постов общеевропейской бюрократической машины. Появление Баррозу на вершине европейского олимпа - итог мучительной закулисной борьбы, наглядно продемонстрировавшей: расширившаяся аж до российских границ Европа отнюдь не всегда готова играть как "национальная сборная".

Дуран Баррозу сменит на посту главы Еврокомиссии итальянца Романо Проди, который должен покинуть свое кресло 1 ноября. Все 25 членов ЕС уже высказали свою "безоговорочную поддержку" кандидатуре португальца. А ведь на самом деле изначально рассматривались совсем другие персоналии.

Первая попытка выбрать преемника Романо Проди была предпринята на саммите ЕС 17-18 июня, но Тони Блэр заблокировал кандидатуру премьера Бельгии Ги Верхофстадта, которую лоббировали Франция и Германия. А те в отместку сказали "нет" англичанину Крису Паттену, отвечающему за внешние связи Евросоюза. Но если Великобритания отказала бельгийцу, убоявшись его слишком федералистских взглядов, то Паттену было отказано на том основании, что главой Еврокомиссии может стать только человек, представляющий страну, участвующую во всех общеевропейских проектах, включая евро и Шенгенское соглашение. Изучались и другие кандидаты, но все они рано или поздно сходили с дистанции. Так очередь дошла и до португальского премьера.

Почему Дуран Баррозу пришелся по душе европейским лидерам? Во-первых, Португалия входит в зону евро и в Шенген. Во-вторых, Баррозу возглавляет правую партию, что позволит ему с легкостью пройти утверждение своей кандидатуры в Европарламенте, где консерваторы на недавних выборах получили большинство. В-третьих, он говорит на многих иностранных языках, в том числе и французском, что является непременным условием поддержки Парижа. Добавьте сюда опыт работы на государственных должностях (в том числе в качестве министра иностранных дел) - и вот он, идеальный претендент.

Баррозу обладает всеми необходимыми навыками искусного маневрирования. С одной стороны, выступает за "политическую интеграцию" ЕС. И наряду с этим - сторонник "стратегического союза" с США. Он поддержал войну в Ираке - не только на словах, но и на деле: небольшой португальский контингент дислоцирован сейчас между Тигром и Евфратом. Но сделал это не в столь вызывающей форме, чтобы испортить отношения с Германией и Францией. Одним словом, как говорят на Пиренейском полуострове, умеет плавать, не замочив одежды.

Уход Баррозу в большую европейскую политику вверг португальский политический истеблишмент в состояние легкого шока. Ведь если премьер действительно пойдет "на повышение", то президент страны должен будет созвать досрочные выборы или же позволить правоцентристскому правительству выбрать нового главу кабинета министров. А потенциальный преемник Баррозу - нынешний мэр Лиссабона Педру Сантана Лопеж - не устраивает как оппозицию, так и многих деятелей правящей коалиции. Досрочные же выборы - это так или иначе обострение и без того бурно протекающей португальской политической жизни.

Мало кто сомневается, что Баррозу согласится возглавить Еврокомиссию. Радикал-маоист в юности, позднее он примкнул к Социал-демократической партии, которая в Португалии считается правоцентристской. И проявил себя как политик амбициозный, привыкший добиваться поставленных целей. Три раза возглавляемая им партия терпела поражение на выборах, но в итоге в 2002 году он все же привел ее к власти и стал премьером.

Правда, его политика сокращения бюджетных расходов - в соответствии с требованиями ЕС - разочаровала избирателей. И именно поэтому португальская оппозиция уже обвинила будущего главу Еврокомиссии в стремлении "сбежать из страны".

Комиссары ЕС Страна Сфера ответственности
Марго Вальстрем Швеция Заместитель председателя по институциональному развитию и стратегическому развитию связей
Гюнтер Ферхойген Германия Заместитель председателя по предпринимательству и промышленности
Жак Барро Франция Заместитель председателя по транспорту
Сиим Калласс Эстония Заместитель председателя по административным вопросам, аудиту и борьбе с мошенничеством
Франко Франтини Италия Заместитель председателя по юстиции, свободному перемещению и безопасности
Вивиан Рединг Люксембург Связь с общественностью и средствами массовой информации
Ставрос Димас Греция Защита окружающей среды
Хоакин Альмуния Испания Экономическая, денежная кредитная и политика
Данута Хюбнер Польша Региональная политика
Джо Борг Мальта Рыболовная и морская политика
Далиа Грибаускайте Литва Финансы и бюджет
Янез Поточник Словения Наука и исследования
Ян Фигель Словакия Образование, обучение, культура и молодежь
Луи Мишель Бельгия Развитие и гуманитарная помощь
Ласло Ковач Венгрия Налогообложение и таможенные тарифы
Неели Круус Нидерланды Конкуренция
Марианна Фишер-Боэль Дания Сельское хозяйство и развитие сельских территорий
Бенита Ферреро-Вальднер Австрия Внешние связи и политика
Чарли Маккривни Ирландия Внутренний рынок, услуги
Владимир Шпидла Чехия Занятость, социальные вопросы и равные возможности
Кэтрин Эштон Великобритания Торговля
Андрис Пибалгс Латвия Энергетика
Меглена Кунева Болгария Защита прав потребителей
Леонард Орбан Румыния Многоязычность

Представители назначаются на пятилетний период, затем их полномочия могут быть возобновлены.

Каждый член Комиссии отвечает за определенное направление деятельности (по аналогии с должностью вице-премьера в национальном правительстве) и курирует соответствующее подразделение – Генеральный директорат (аналог министерства в национальной практике). Внешнеэкономические связи в КЕС относятся к компетенции Генерального директората торговли и Генерального директората внешних связей.

Основная роль КЕС состоит в обеспечении выполнения договоров об учреждении ЕС. С этой целью Комиссия выдвигает необходимые законодательные инициативы, принимающие затем форму постановлений и директив, и контролирует их проведение в жизнь. В случае нарушения странами-участницами законодательства ЕС, Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, включая обращение в Европейский суд. КЕС обладает большими правами, в том числе в области антимонопольной политики и при проведении единой политики в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, транспорт, энергетика, торговля и др. Комиссия управляет различными фондами и программами ЕС, включая программы оказания помощи странам, не входящим в ЕС.

Рабочий аппарат КЕС насчитывает более 20 тыс. европейских чиновников, независимых от национальных правительств.

1. Совет Европейского союза (Совет Министров)

Совет ЕС, более известный под названием Совет Министров ЕС, является органом принятия решений. В его рамках члены национальных правительств проводят переговоры, обсуждают документы ЕС, включая законодательные акты, и принимают либо отвергают их путем голосования.

Совет Министров представляет собой уникальный наднациональный орган. В его заседаниях принимают участие как правило представители всех 27 стран ЕС, главным образом на уровне министров. Но название заседания Совета Министров и его состав каждый раз меняется в зависимости от обсуждаемой тематики. Насчитывается 25 различных видов заседаний Совета Министров: по общим вопросам, экономике и финансам, сельскому хозяйству, транспорту, энергетике и т.д. Заседания Совета Министров ЕС по общим вопросам (министры иностранных дел), экономике и финансам (министры финансов) и сельскому хозяйству (министры сельского хозяйства) проводятся ежемесячно. А «советы министров» по вопросам транспорта, энергетики, промышленности и охраны окружающей среды собираются от двух до четырех раз в год.

Министры несут ответственность перед национальными парламентами за решения, принятые в рамках Совета Министров ЕС, однако эти решения уже не могут быть отменены.

Законодательные акты, принимаемые Советом Министров, могут иметь форму постановлений, директив, решений, рекомендаций и мнений. Постановления носят обязательный характер и включаются в национальные законодательства стран-участниц. Обязательными для исполнения являются также директивы. Решения обязательны для исполнения теми, кому они адресованы (одной, нескольким или всем странам ЕС, отдельным компаниям или лицам). Рекомендации и мнения не являются обязательными для исполнения. Обязательные для исполнения постановления и директивы выполняются всеми странами-участницами без исключения, однако выбор методов их реализации является прерогативой национальных правительств.

Большинство вопросов включается в повестку дня заседания Совета Министров лишь после их предварительного обсуждения. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе Постоянное представительство, где работают не только дипломаты, но и чиновники всех национальных министерств. Главы этих представительств проводят еженедельные совещания в рамках Комитета постоянных представителей, который по заглавным буквам его французского названия именуется КОРЕПЕР. В ходе таких совещаний послами и национальными чиновниками стран-участниц подробно разрабатываются вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров.

В соответствии с договорами об учреждении Сообществ, решения Совета Министров в зависимости от их профиля принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством. Количество голосов каждой страны-участницы зависит от масштабов ее экономики, при этом ни одна из стран в отдельности не может провести или заблокировать то или иное решение.

Пост Председателя Совета Министров занимают по очереди представители всех стран-участниц. Обычно эти обязанности выполняют министры иностранных дел в течение 6 месяцев. В первом полугодии 2006 г. в ЕС председательствовала Австрия, во второй половине 2006 г. председательство перешло к Финляндии, затем будет председательствовать Германия и т.д.

2. Европейский парламент

Европарламент, избираемый путем всеобщего голосования гражданами всех стран-членов ЕС, является крупнейшим многонациональным парламентом в мире. Его основными задачами являются законотворческая деятельность, контроль за деятельностью исполнительной власти (Комиссии ЕС), внесение поправок и принятие бюджета ЕС.

Влияние Европарламента проявляется также в других вопросах, в частности, в его праве подавать устные или письменные запросы в Комиссию ЕС и Совет Министров в ходе заседаний этих органов. Кроме того, Европарламент обладает правом роспуска КЕС. Для этого он большинством в две трети голосов должен выразить мнение о неудовлетворительной работе Комиссии, после чего та обязана объявить о самороспуске.

Одобрение Европарламента требуется при вступлении в ЕС новых членов, при заключении договоров об ассоциированном членстве и торговых соглашений с другими странами.

Члены Европарламента избираются на пятилетний срок. Последние выборы состоялись в июне 2004 года. Европарламент располагает собственными рабочими помещениями в Брюсселе, где проводятся заседания его комитетов и различные совещания. Ежемесячные пленарные заседания по настоянию Франции и Германии проходят во французском городе Страсбурге – столице Эльзаса (бывшего в прежние времена «яблоком раздора» между этими двумя ведущими членами ЕС), что должно символизировать их послевоенное единство и отказ от войны как способа урегулирования конфликтов.

3. Суд ЕС (Европейский суд)

Существование ЕС обусловлено признанием со стороны всех входящих в него государств, органов ЕС и отдельных граждан обязательного характера установленных правил, которые внедряются в юридическую практику под названием европейского или коммунитарного права.

Суд ЕС, местопребыванием которого является Люксембург, действует с 1954 года. Это – суд высшей инстанции для стран ЕС по всем вопросам, связанным с деятельностью ЕС. Он состоит из 15 судей и 9 генеральных адвокатов, назначаемых Советом Министров на срок 6 лет по общему согласию между государствами-членами.

Судьи избираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений и которые обладают качествами, необходимыми для назначения на высшие судебные должности в своих странах.

Генеральные адвокаты пользуются юридической независимостью. Они представляют в Суд ЕС заключение с обзором всех правовых моментов, затронутых в каждом конкретном случае, и проект решения Суда.

Перед Судом ЕС стоит задача обеспечения единообразного соблюдения законов при толковании и применении Парижского и Римского договоров, а также правовых актов, принимаемых Советом Министров и Комиссией ЕС.

Европейский суд регулирует возникающие разногласия между странами ЕС, между отдельными странами и ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и юридическими или физическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключение по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, передаваемых ему национальными судами.

Европейский суд не имеет в своем распоряжении каких-либо средств принуждения, но его решения, как правило, принимаются к неукоснительному исполнению во всех странах ЕС.

4. Европейская счетная палата

Европейская счетная палата является контрольно-ревизионным органом, основная задача которого заключается в контроле за целевым использованием бюджетных средств ЕС. Палата по завершении финансового года представляет отчет Европарламенту и Совету Министров, в котором отражаются все замечания и предложения по вопросам надлежащего исполнения бюджета.

В состав Европейской счетной палаты входят 27 представителей (по одному от каждой страны ЕС). Ее штаб-квартира находится в Люксембурге.

5. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

Европейский инвестиционный банк создан в 1958 г. в соответствии с Римским договором. Его членами являются все страны ЕС. Штаб-квартира банка находится в Люксембурге.

ЕИБ осуществляет льготное кредитование среднесрочных и долгосрочных проектов, а также программ, которые способствуют сбалансированному развитию ЕС, как в государственном, так и в частном секторе экономики, в первую очередь, в области транспорта, энергетики, телекоммуникаций, охраны окружающей среды. Банк также финансирует проекты в странах Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья, Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, имеющих соглашения об ассоциации с ЕС. ЕИБ, как правило, не предоставляет кредиты, превышающие 50% стоимости проекта.

Европейский инвестиционный банк – независимое банковское учреждение. Его высшим органом является Совет управляющих, члены которого назначаются от каждой страны на уровне министра финансов. Оперативное руководство осуществляется Советом директоров (по одному директору от каждой страны ЕС и один от Комиссии ЕС). Исполнительный орган ЕИБ – Комитет по управлению текущими операциями, в который входят Президент Банка и шесть вице-президентов.

Средства бюджета ЕС в деятельности ЕИБ не используются. Банк привлекает от своего имени кредитные ресурсы на мировом рынке, действуя при этом в рамках экономической и финансовой политики ЕС.

В связи с расширением ЕС на Восток, включая планы присоединения Болгарии и Румынии, осуществляется реформа управления. Внесены следующие изменения в институты ЕС.

1. Австрия 10

2. Бельгия 12

3. Великобритания 29

4. Германия 29

5. Греция 12

7. Испания 27

8. Италия 29

9. Ирландия 7

10. Люксембург 4

11. Нидерланды 13

12. Португалия 12

13. Финляндия 7

14. Франция 29

16. Болгария 10

17. Венгрия 12

19. Латвия 4

20. Литва 7

21. Мальта 3

22. Польша 27

23. Румыния 14

24. Словакия 7

25. Словения 4

26. Чехия 12

27. Эстония 4

Итого: 345

Распределение мест в Европейском Парламенте следующее:

1. Австрия 17

2. Бельгия 22

3. Болгария 17

4. Великобритания 72

5. Венгрия 20

6. Германия 99

7. Греция 22

8. Дания 13

9. Испания 50

10. Италия 72

11. Ирландия 12

13. Латвия 8

14. Литва 12

15. Люксембург 6

16. Мальта 5

17. Нидерланды 25

18. Польша 50

19. Португалия 22

20. Румыния 33

21. Словакия 13

22. Словения 7

23. Финляндия 13

24. Франция 72

25. Чехия 20

26. Швеция 18

27. Эстония 6

Итого: 732

Современный этап расширения Европейского Союза на Восток, который далеко не завершен с точки зрения количественных и, тем более, качественных критериев, представляет собой одно из основных направлений развития европейского интеграционного процесса.

В результате реализации стратегии расширения на Восток усиливается политическая роль ЕС за счет вовлечения в сферу его непосредственного влияния стран ЦВЕ. Экономическая цель состоит в том, чтобы путем включения этих стран в единый европейский рынок укрепить позиции ЕС в мировой экономике и в международных экономических отношениях. Официальные документы ЕС трактуют расширение на Восток как «политическую необходимость и одновременно исторический шанс для Европы».

В мае 1995 г. была принята так называемая Белая книга «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Союза». Центральное место в ней было отведено задачам гармонизации законодательства стран-кандидатов с законодательством ЕС. Были определены цели, принципы и главные направления гармонизации и особенно подчеркнута необходимость принятия и полномасштабного применения опыта ЕС в правовой сфере. Ниже приводятся унифицированные сферы законодательства ЕС (acquis communautaire), которые приняли и ввели в действие новые страны ЕС в качестве необходимого условия полноправного членства и обеспечения дальнейшей экономической интеграции в рамках ЕС.

С 1975 по 1976 годы был президентом академической ассоциации юридического факультета Лиссабонского университета.

Во время учебы в университете Баррозу увлекся политикой , вступив в Студенческую марксистско-ленинскую федерацию - молодежное крыло Движения за реорганизацию пролетарской партии (MRPP) - маоистской революционной организации. Однако вскоре пересмотрел свои политические убеждения, в 1977 году вышел из партии и включился в социал-демократическое движение.

В 1978 году Баррозу окончил Лиссабонский университет со степенью бакалавра права с отличием. Он переехал в Швейцарию. Учился в Женевском университете, где в 1981 году получил степень магистра политических наук с отличием.

После окончания Женевского университета Баррозу некоторое время учился в Джорджтаунском университете в Вашингтоне.

Вернувшись в Португалию, Баррозу занялся преподавательской работой. Преподавал на юридическом факультете Лиссабонского университета. Позже проходил краткие курсы в нью-йоркском Колумбийском университете, Международном университете в Люксембурге и Европейском университете во Флоренции.

В 1979 году он основал Ассоциацию университетов по вопросам современных европейских исследований (The University Association for Contemporary European Studies).

С 1980 года - член Социал-демократической партии (СДП).

В 1985, 1987 и 1991 годах избирался депутатом парламента Португалии от Социал-демократической партии, в 1991 году был назначен государственным секретарем внутренней администрации в правительстве премьер-министра Португалии Анибала Каваку Силвы. В 1990-1992 годах являлся государственным секретарем по международному сотрудничеству.

В1992-1995 годах занимал пост министра иностранных дел в правительстве Анибала Каваку Силвы.

В мае 1999 года был избран лидером СДП и председателем национальной политической комиссии СДП. В этом же году вновь был избран депутатом парламента от СДП.

В феврале 2000 года был переизбран на пост лидера партии и председателя национальной политической комиссии.

Осенью 2001 году СДП под руководством Баррозу победила на выборах в местные органы власти, что вынудило премьер-министра Антониу Гутерриша подать в отставку.

21 марта 2002 года президент Португалии Жоржи Сампайю поручил Жозе Мануэлю Баррозу как лидеру партии, победившей на выборах, сформировать правительство. С этого момента по июнь 2004 года Баррозу занимал пост премьер-министра Португалии.

В июле 2004 года он был избран главой Еврокомиссии на пятилетний срок , с ноября 2004 года приступил к исполнению обязанностей.

Жозе Мануэль Баррозу владеет испанским, французским и английским языками. Увлекается философией Петера Слотердайка.

Семейное положение: с 1980 года женат на Маргариде Соуз Уве (Margarida Sousa Uva). У супругов трое детей: Луиш (Luis), Гилерме (Guilherme) и Франсишку (Francisco).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

День рождения 29 марта 1965

португальский и общеевропейский государственный и политический деятель

Образование и научная карьера

Баррозу окончил в 1978 юридический факультет Лиссабонского университета, позже продолжил своё образование в Женевском университете, где в 1981 получил степень магистра политических наук. Некоторое время состоял ассистентом профессора в Лиссабонском университете. Позже получил степень доктора философии в крупнейшем американском католическом Джорджтаунском университете. После возвращения на родину являлся административным сотрудником частного Лузитанского университета в Лиссабоне. Также Баррозу является почетным доктором английского Ливерпульского университета и немецкого Технологического университета в Хемнице .

Ранняя политическая карьера

Баррозу всерьёз увлёкся политикой в студенческие годы. Во время событий 25 апреля 1974 года, в ходе которых в Португалии был свергнут фашистский режим, Баррозу состоял в руководстве Федерации студентов марксистов-ленинцев. Затем Баррозу присоединился к маоистскому Движению за реорганизацию партии пролетариата (ныне Коммунистическая партия португальских трудящихся) и принимал участие в студенческих забастовках и митингах.

В 1980 Баррозу вступил в право-центристскую Социал-демократическую партию, одну из наиболее влиятельных политических сил в стране. В 1985 году Баррозу впервые занял ответственный пост в правительстве социал-демократов, став заместителем статс-секретаря в министерстве внутренних дел. В 1987 он получил должность статс-секретаря по иностранным делам и сотрудничеству при министерстве иностранных дел. На этом посту он принял деятельное участие в организации переговоров враждующих сторон в бывшей португальской колонии Анголе , а также в процессе урегулирования ситуации вокруг ещё одной бывшей колонии Португалии, Восточного Тимора . В 1992 Баррозу получил пост министра иностранных дел, который занимал до 1995 года, когда социал-демократы потерпели поражение на выборах.

Премьер-министр Португалии

В то время, как социал-демократы находились в оппозиции, Баррозу был деятельным депутатом парламента, занимая пост председателя комиссии по внешним отношениям. В 1999 он был избран председателем Социал-демократической партии, став таким образом лидером оппозиции.

Под руководством Баррозу партия по результатам парламентских выборов 2002 года смогла вновь прийти к власти. 6 апреля 2002 Баррозу возглавил коалиционное правительство, в которое, помимо социал-демократов, вошли также представители Народной партии. Внутрення политика кабинета заключалась прежде всего в решении вопроса снижения дефицита государственного бюджета. Согласно нормативам ЕС, дефицит не может превышать 3 %, и правительство Баррозу поставило себе целью достичь этого показателя. Однако, Баррозу проработал на посту главы правительства Португалии только лишь два года.

5 июля 2004 года его кандидатура была предложена на вакантный пост председателя Европейской комиссии и вскоре оставил пост премьер-министра Португалии. 23 ноября 2004 года Баррозу был утверждён Европейским парламентом в должности главы Европейской комиссии.

Деятельность в Европейском союзе

16 сентября 2009 года кандидатура Баррозу на пост председателя Европейской комиссии была повторно одобрена Европейским парламентом прежде всего голосами европейских консерваторов. Голосование проходило на безальтернативной основе. В поддержку Баррозу проголосовали 382 депутата, против - 219, воздержались - 117.

Семья

Женат на Маргариде Соуза Ува, в браке с ней имеет троих детей: Луиш, Гильерми и Франсишку.

Помимо родного португальского владеет английским и испанским, свободно разговаривает на французском языке.

Награды

  • Кавалер Большого креста ордена Витаутаса Великого (Литва , 14 июня 2007 года)

 

Возможно, будет полезно почитать: