Правила ведения бухучета в бюджетных организациях. В чем разница между коммерческой и бюджетной организации

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Организации, деятельность которых финансируется из государственного или местного бюджетов, называют бюджетными. На основании этого, совершенно очевидно, что у бюджетных предприятий среди источников, формирующих хозяйственные средства необходимо акцентировать внимание на финансировании и доходах.

Основные различия между бюджетным и коммерческим учетом

Надо отметить, что отличие бюджетного учета от коммерческого заключается не только в составляющих учета, но и в системе кодирования. То есть, в бюджетной организации учет составления сметы расходов совершенно иной, чем в коммерческих организациях.

Человек, который даже мало знаком с правилами ведения учета в бюджетных организациях, может заметить, что они имеют отличия от учета в коммерческих структурах.

Действительно в бюджетных учреждениях своя специфика обязательств, учета основных средств и денежных средств, материальных запасов, финансовых активов.

Принципиальная суть учета не меняется, в нем отражена реальная информация о деятельности предприятия для предоставления его руководству, учредителям, контролирующим органам и другим заинтересованным инстанциям. Однако на счетах это выражено абсолютно по-разному.

В бюджетных организациях акцент отводится изучению бухгалтерского учета. Накопленные знания, касающиеся финансового учета – это основа бюджетного учета. Но кроме этого необходимо знать, как непосредственно ведутся в бюджетных предприятиях бухгалтерские записи.

В связи с особенностями деятельности бюджетных учреждений, в их бухгалтерском учете возникают новые счета и классы. В таких организациях отсутствуют счета, связанные с коммерческой деятельностью, прежде всего, с получением прибыли. Хотя некоторые виды деятельности попадают под исключение (жилищно-коммунальные услуги и пр.)

Разница между бухгалтерским учетом коммерческого и бюджетного предприятия заключается также в определении различных классов плана счетов: материальных запасов, классификации основных средств и специфического состава и др.

Очевидно, что баланс в бюджетной организации также будет отличаться от коммерческого предприятия, хотя по существу и общей структуре они идентичны: справа пассивы, слева активы.

Но это только внешне, а внутренняя их конструкция разная. В основном отличия кроются в самой структуре финансовых активов основных средств, денежных средств и обязательств.

Составление и подача отчетов в вышестоящие органы бюджетными предприятиями идет по особому списку и графику. С первого взгляда можно решить, что бухгалтерский учет бюджетного предприятия довольно сложен. Но если глубоко вникнуть, то станет ясным, что бюджетными организациями производится гораздо меньше операций, отражающихся в учете. По этой причине сам процесс ее ведения намного проще.


Бюджетный бухгалтерский учет является упорядоченной системой, на которую возлагается сбор, регистрация и обобщение информации об эффективности использования активов,...


Учреждения, занимающиеся бюджетной отчётностью и учётностью выступают как объект правового регулирования на основе бюджетного законодательства с того времени, как Бюджетный...


Бюджетный учет – это особый подсчет, который дает потенциал содействию порядка, а также ведет постоянный подсчет всех данных и финансовых систем, которые могут поступать и...


Классификация счетов бюджетного учета обеспечивает систематизацию и учет информации о состоянии и исполнении бюджета. Бюджетная классификация представляет собой...

Попечители, в отличие от персонала учреждения культуры, выполняют свои функции на добровольной и безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности в экономических результатах деятельности учреждения культуры сводит интересы данных лиц не к максимизации прибыли учреждения, а к успешному выполнению им своей миссии. В качестве мотивов обращения к попечительству можно рассматривать поднятие своего престижа в обществе, завоевание прочной репутации на рынке и доверия со стороны потребителей, доступ к закрытым источникам информации, услугам организаций культуры и др. Большинство бюджетных учреждений испытывает финансовые и организационные проблемы, не имеет эффективной структуры управления и системы стимулирования персонала. Создание попечительского совета позволило бы им решить ряд актуальных проблем, в частности, привлечь дополнительные источники финансирования и др.

В случае некоммерческой компании - клиенты и участники фирмы.

  • Штат. С одной стороны сотрудники, нанятые по трудовому договору с определённым уровнем оплаты за труд.

С другой стороны все те же самые, но также и добровольцы-волонтёры.

  • Откуда средства. В предпринимательской сфере всё решает коммерческая деятельность, которая приносит прибыль.В некоммерческом варианте помогают инвесторы, различные социальные фонды, само государство.

Объекты бюджетного учета Бюджетная организация, как и коммерческая, ведет учет всех финансово-хозяйственных операций, совершаемых в результате ведения деятельности.


Объекты бухгалтерского учета в бюджетной сфере, в основной массе не отличаются от объектов коммерческого учета – это активы и обязательства, доходы и расходы.

Также особенности имеют и расходы бюджетных учреждений, в статье 70 Бюджетного кодекса РФ список расходов бюджетных учреждений строго ограничен в связи с этим и учет расходов бюджетников:

  • соблюдается принцип адресности и целевой характер расходования бюджетных средств;
  • в обязательном порядке ведется учет расходов в разрезе статей бюджетной классификации;
  • осуществляется контроль исполнения сметы расходов;
  • соблюдаются принципы и процедуры исполнения бюджетов;

Специфические особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, исполнение утвержденного бюджета и повышенный контроль такого исполнения, контроль выполнения каждого факта хозяйственной деятельности, согласованность деятельности бюджетников в достижении цели, поставленной перед ними государством.

Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности у бюджетников. Такими нормативно-законодательными актами, регулирующими бюджетный учет являются:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ и принятые в соответствии с ним законы о бюджетах разных уровней, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ (федеральные, субъектов РФ, территориальные), муниципальные правовые акты о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Бюджетном Кодексе РФ.

В частности, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. Он устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика

Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных. Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям.
Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства.

Хансманн полагает, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные средства на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества. В силу того, что имущество государственных учреждений является собственностью государства, все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного бюджета, и распределение учреждениями полученных доходов должно согласовываться с органами государственной власти.

В результате, бюджетные учреждения предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Подобное разделение деятельности достигается двумя способами.

Так, например, если цели школы состоят в том, чтобы давать детям образование и готовить их к жизни в обществе, т.е. являются целями, которые нельзя непосредственно измерить, могут быть использованы опосредованные методы измерения достижения целей для того, чтобы оценить производительность деятельности бюджетной организации в целом. В случае со школой можно измерить экзаменационные оценки и использовать эти данные как критерий для сравнения одной школы с другой однако такое измерение нельзя считать полностью объективным — состав учеников каждой школы, имеющиеся ресурсы, родительская поддержка и т.д. не одинаковы. Среди теоретических концепций, посвященных особенностям экономики и менеджмента бюджетных и некоммерческих организаций, можно выделить теории производства общественных благ, невыполненного контракта, контроля стейкхолдеров 17, с.
32-39 . Теория производства общественных благ.
Рассмотрев теоретические концепции зарубежных ученых, можно выделить общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций. Это применение социального маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров. 1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций Для эффективного менеджмента бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица 2, с.
78-94 .

Инфо

Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий.


Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

В чем разница между коммерческой и бюджетной организации

  • Отличие бюджетного учета от коммерческого
  • Чем различаются коммерческие и бюджетные организации?
  • Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика
  • Отличие коммерческих организаций от некоммерческих
  • Чем отличается бухгалтерский учет от бюджетного
  • Отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Отличие бюджетного учета от коммерческого Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее.

  • Форма деятельности. Для предпринимателей - ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы - всё, как предписывает статья 50 Гражданского Кодекса РФ.
  • Товары, услуги и целевая аудитория.

Те товары и услуги, которые производят коммерческие организации, нацелены на индивидуального потребителя, а вот бюджетные организации производят товары и услуги для удовлетворения общественных потребностей и благ. Целевой аудиторией коммерческих организаций являются конечные потребители, а бюджетные организации ориентированы на клиентов и членов организации.

  • Управление и политика работы.

Если в коммерческой организации политику управления строят исключительно на поведении конкурентов и клиентов, то в бюджетной структуре ориентир держат только на общественные потребности и условия, диктуемые государством.

Важно

Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее.

  • Форма деятельности. Для предпринимателей - ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы - всё, как предписывает статья 50 Гражданского Кодекса РФ. Что касается некоммерческих организаций, то это в основном благотворительные фирмы, фонды, религиозные учреждения и так далее.
  • У коммерсантов есть права и обязанности, определённые кодексами Российской Федерации.

У некоммерческих компаний правоспобность ограничена. То, что будет прописано в уставе подобного организации и будет определением прав и обязанностей. Естественно, они не должны противоречить действующему законодательству и конкретно тем актам, которые регламентируют создание подобных фирм.
  • Где проходит регистрация. С одной стороны - Федеральная Налоговая Служба.
  • Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

    Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

    Понятие бюджетного бухучета

    В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

    К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

    Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

    Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

    Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

    • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
    • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
    • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
    • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
    • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

    ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

    Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

    Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

    Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

    Рассмотрим эти особенности подробнее.

    Отдельные планы счетов

    Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

    Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

    • классифицирует доходы;
    • распределяет виды расходов;
    • показывает, из какого источника организация финансируется;
    • какой вид деятельности является целевым;
    • синтетические и аналитические счета;
    • поступление и выбытие объектов.

    Законодательное регламентирование

    Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

    1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
    2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
      • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
      • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

    Откуда берутся деньги

    Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

    • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
    • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
    • средства по медстрахованию;
    • собственные доходы учреждения и др.

    Отличия в отчетности

    Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

    ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

    Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

    • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
    • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
    • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

    Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

    • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
    • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
    • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
    • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
    • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
    • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

    Отражение средств на балансе

    Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

    1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
    2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
    3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
    4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

    Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

     

    Возможно, будет полезно почитать: