Превзойти нельзя, но повторить можно. Верховный совет ссср Первые выборы в верховный совет ссср

Верховный Совет СССР (1937 – 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12-19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва - в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв - 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик – 11 депутатов, от автономной области – 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган - Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) - вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941-1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. - А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 - Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 - Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954-1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 - Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона - «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946-1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

November 20th, 2015

В истории избирательных кампаний советского периода выборы 10 февраля 1946 года по праву занимают особое место. Это были первые выборы, проводимые в СССР спустя менее чем полгода после окончания Второй мировой войны, когда её разрушительные последствия ещё в полной мере сказывались в социально-экономической и культурной жизни страны. Избирательные комиссии сталкивались с огромной массой нерешённых проблем, связанных с подготовкой выборов, учетом избирателей, образованием избирательных участков, организацией подсчёта голосов по итогам выборов.


Изменение границ СССР на Западе и Востоке страны по итогам Второй мировой войны поставило на повестку дня вопрос об организации выборов на территориях, вошедших в состав СССР, об их политико-государственном статусе и представительстве в высших органах государственной власти, что требовало соответствующих решений, принимаемых на высшем политическом уровне. Помимо огромного числа проблем, связанных с организационной стороной избирательного процесса, а также геополитическими изменениями в послевоенном устройстве, с которыми в той или иной мере сталкивались все избирательные органы послевоенных государств, возникали и вопросы, обусловленные сугубо отечественной спецификой. Советская избирательная система не имела достаточного опыта организации и проведения прямых выборов в общегосударственный орган, которые в довоенный период проводились в течение достаточно краткого времени, составлявшего менее четырех лет.

Первые (после 1917 года) прямые выборы Верховного Совета СССР первого созыва состоялись 12 декабря 1937 года, а 12-19 января 1938 года прошла первая сессия Верховного Совета СССР. В последующие годы неоднократно проводились дополнительные выборы: в марте и в июне 1940 года, в январе и феврале 1941 года. Довыборы проводились в связи с расширением территории СССР, а также в результате досрочного прекращения полномочий части представителей депутатского корпуса вследствие масштабных политических репрессий (освободившиеся вакантные мандаты «врагов народа» оперативно заполнялись на новых выборах). В связи с началом Великой Отечественной войны Президиумом Верховного Совета СССР 5 декабря 1941 года было принято решение об отсрочке выборов на год, в дальнейшем полномочия Верховного Совета СССР неоднократно продлевались на очередной год (указами от 9 декабря 1942 года, от 16 декабря 1943 года, от 14 декабря 1944 года). Аналогичным образом продлевались полномочия и нижестоящих советов. Фактически срок полномочий депутатского корпуса Верховного Совета первого созыва составил более восьми лет вместо четырёх.

Естественно, что за эти годы необходимая база организации и проведения выборов была утрачена, а опыт ведения предвыборной работы в значительной мере подзабыт. Значительная часть депутатского корпуса местных советов (составлявшая кадровую основу избирательной системы на общесоюзных выборах 1937 года) погибла в ходе оккупации, была призвана в армию, переместилась вглубь страны в ходе эвакуации населения, промышленных предприятий и учреждений. Кроме того, на части территории СССР, подвергшейся в ходе боевых действий вражеской оккупации, в полном объёме не были восстановлены выборные органы государственной власти и местного самоуправления (формирование восстановленных органов осуществлялось не в ходе выборов, заполнение вакантных мандатов проводилось посредством кооптации депутатов вышестоящими советами). В ряде местностей (прежде всего на Западной Украине, в Литве) участие в работе окружных и участковых избирательных комиссий было связано и с риском для жизни. Разрушения территориальной инфраструктуры (включая уничтожение многих населённых пунктов), потери, во многом безвозвратные, среди кадров избирательных комиссий, масштабные миграционные процессы, изменения в составе населения требовали организации всей работы по подготовке выборов «с нуля».


Кандидат в депутаты Верховного Совета СССР от Ханты-Мансийского национального округа Х.П. Пухленкина (в центре) среди членов окружной избирательной комиссии, 1946 год

В соответствии с принятой в 1936 году Конституцией Верховный Совет СССР состоял из двух палат. Совет Союза избирался гражданами по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения. Совет Национальностей во втором созыве избирался по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого национального (в дальнейшем - автономного) округа. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый обеими палатами. К компетенции последнего, в частности, относилось решение вопросов, связанных с созывом сессий Верховного Совета СССР, толкование действующих законов СССР, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал дату их проведения, а также единые формы избирательной документации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1945 года «О проведении выборов в Верховный Совет СССР» в связи «с окончанием войны и истечением полномочий Верховного Совета СССР первого созыва» выборы депутатов Верховного Совета второго созыва были назначены на 10 февраля 1946 года. 11 октября 1945 года было утверждено Положение о выборах в Верховный Совет СССР. Для организации выборов была создана Центральная избирательная комиссия в составе 15 членов (председатель - В.В. Кузнецов, заместитель - Н.Г. Бруевич, секретарь - Н.Н. Шаталин).


Действующий порядок выборов в Верховный Совет СССР изначально не предусматривал возможности особого порядка представительства избирателей, находящихся за пределами территории СССР. Однако на момент проведения выборов значительная часть военнослужащих частей и соединений бывшей действующей армии находилась за пределами СССР: в освобождённых от фашизма странах Восточной Европы, в Северо-Восточном Китае и Северной Корее (после советско-японской войны 1945 года), а также Северном Иране (на территорию которого советские войска были введены в августе 1941 года и оставались там до весны 1946 года). Несмотря на начавшийся процесс демобилизации старших призывных возрастов и частичную передислокацию воинских частей на территорию СССР, в общей сложности за пределами СССР оставались более 2 млн. военнослужащих. Понятно, что вопрос об участии в выборах этой активной части избирательного корпуса, в буквальном смысле вынесшего на своих плечах Победу в Великой Отечественной войне, не мог оставаться нерешённым. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1945 года было установлено, что военнослужащие, находящиеся за пределами страны, принимают участие в выборах в Верховный Совет СССР по особым избирательным округам, образуемым в этих частях и соединениях по норме 100 тысяч избирателей на один избирательный округ, и избирают по одному представителю в Совет Союза и в Совет Национальностей.

Марка, выпущенная специально ко дню выборов 10 февраля 1946 года.
Первая советская марка на тему выборов


Хотя изначально право участия в выборах по особым округам оговаривалось лишь в отношении военнослужащих, уже 30 октября 1945 года командирам воинских частей и войсковых соединений было разрешено вносить в списки избирателей вольнонаёмных, членов семей военнослужащих, проживающих вместе с ними, а также граждан, находящихся в служебных командировках в районах расположения этих частей и соединений. Позднее право участия в выборах в Верховный Совет СССР по избирательным участкам, входящим в особые избирательные округа, было распространено на сотрудников дипломатических, торговых представительств, органов печати и иных советских граждан, пребывающих в районах расположения воинских частей и войсковых соединений Красной армии и ВМФ, находящихся за пределами СССР.

Всего в ходе выборов в Верховный Совет СССР второго созыва было образовано 26 особых избирательных округов, по которым были избраны 52 депутата Верховного Совета СССР. Практически все они - полководцы Великой Победы, бывшие командующие армий и фронтов, составлявшие цвет российской военной элиты. В их числе маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, Ф.И. Толбухин, будущие маршалы Советского Союза С.С. Бирюзов, В.И. Чуйков, В.Д. Соколовский, главные маршалы авиации А.Е. Голованов и А.А. Новиков, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, маршалы бронетанковых войск П.С. Рыбалко и Я.Н. Федоренко, маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, прославленные командармы А.В. Горбатов, А.С. Жадов, Д.Д. Лелюшенко и другие. Так армия-победительница голосовала за своих военачальников.


Группа депутатов - высших офицеров на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва (1946 год). В первом ряду маршал Советского Союза К.К. Рокоccовский и главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов


Помимо организации голосования военнослужащих перед организаторами выборов встал вопрос о голосовании на территориях, вошедших в состав СССР в ходе и по окончании Второй мировой войны. После опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР о проведении выборов закрытым порядком было принято постановление Верховного Совета СССР, предоставляющее Военному Совету Особого военного округа (г. Кенигсберг), командирам находящихся на его территории воинских частей и соединений право осуществления функций исполкомов советов депутатов трудящихся, предусмотренных Положением о выборах в Верховный Совет СССР. В декабре 1945 года Военным Советом округа был утверждён состав избирательных комиссий, образовано 8 избирательных участков по Кенигсбергу и прилегающим районам. Для решения вопросов организации выборов был создан политотдел Гражданского управления округа. Одновременно гражданскими предприятиями, организациями, учреждениями проводилась работа по составлению и уточнению списков избирателей. К 10 января 1946 года в списки избирателей по гражданским избирательным участкам были включены 6 449 человек, а ко дню выборов эта цифра увеличилась и составила на 10 февраля 1946 года 9 419 человек. На выборах в феврале 1946 года избиратели Кенигсбергской области выбирали одного депутата в Совет Союза (был избран К.Н. Галицкий) и одного депутата по Ленинградскому округу в Совет Национальностей (депутатом по этому округу стал будущий советский премьер А.Н. Косыгин).

Член Центральной избирательной комиссии по выборам
в Верховный Совет СССР, трижды Герой Советского Союза
полковник А.И. Покрышкин (1945 год)


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года «Об образовании Южно-Сахалинской области в составе Хабаровского края РСФСР» на территориях Южного Сахалина и Курильских островов была образована Южно-Сахалинская область с центром в городе Тойохара (ныне г. Южно-Сахалинск). Соответственно, указанные территории были включены в состав округов, образуемых на территории края (при этом избиратели, находившиеся на территории арендованной СССР военной базы в Порт-Артуре, голосовали по особому избирательному округу).


Помимо части территории бывшей Восточной Пруссии, Курильских островов, южной части острова Сахалин выборы организовывались также и в Тувинской автономной области, которая до момента своего добровольного вхождения в состав СССР в октябре 1944 года являлась самостоятельным государством. Вхождение Тувинской Народной Республики в состав СССР на правах автономной области требовало интеграции в политическую систему союзного государства, что неизбежно влекло за собой кардинальные преобразования в государственном аппарате, реформу местных органов власти. Первые выборы на территории Тувы в Верховный Совет СССР первого созыва в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1944 года состоялись еще 29 апреля 1945 года (это были единственные выборы в военный период) и проводились по особым правилам (в частности, наряду с республиканскими, областными, районными общественными организациями и обществами право выдвижения кандидатур в депутаты в сельских местностях получили общие собрания крестьян). Выборы в Верховный Совет СССР второго созыва проводились уже в соответствии с общесоюзным Положением о выборах…, однако при образовании округов Тувинской автономной области была предоставлена своеобразная «льгота»: хотя население ТАО составляло менее 300 тыс. человек, ей был передан один мандат в Совете Союза. Таким образом, всего от Тувинской автономной области с населением порядка 100 тысяч человек избиралось 6 депутатов (1 депутат - в Совет Союза и 5 депутатов - в Совет национальностей).


В ходе подготовки и организации выборов государственным органам приходилось решать и вопросы, связанные со статусом отдельных категорий населения: бывших военнопленных, перемещённых лиц, а также представителей насильственно депортированных народов. В этой связи Президиум Верховного Совета СССР закрытыми постановлениями принял ряд разъяснений. Так, постановлением от 1 декабря 1945 года было установлено, что «граждане СССР, переселённые в военное время из одних районов СССР в другие, - немцы, калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, а равно и другие спецпоселенцы вносятся в списки избирателей на общих основаниях». Другим постановлением разъяснялось, что в списки избирателей на общих основаниях вносятся советские граждане, репатриированные и направленные к месту своего жительства, а также находящиеся в пунктах сбора (т.е. в фильтрационных лагерях). Исключение составляли репатрианты, лишённые избирательных прав, отбывающие наказание в местах заключения, а также находящиеся под следствием и содержащиеся в связи с этим под стражей. Граждане, подлежащие репатриации и находящиеся ко дню выборов за пределами СССР, вносились в списки избирателей и принимали участие в выборах в Верховный Совет СССР по особым избирательным округам.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией были освобождены от наказания лица, осуждённые к лишению свободы на срок не свыше трех лет и к более мягким мерам наказания, а также осуждённые за самовольный уход с предприятий военной промышленности и других предприятий, на которые распространялось действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, и военнослужащие, осуждённые с отсрочкой исполнения приговора. От наказания также освобождались лица, осуждённые за воинские преступления по пунктам 2, 5, 6, 7, 9, 10, 10а, 14, 15 и 16 статьи 193 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик. Предписывалось прекратить производство по всем следственным делам и не рассмотренных судами делам, о преступлениях, совершённых до издания настоящего Указа. Значительную их часть составили дела об уклонении от мобилизации в армию, о дезертирстве, самовольном оставлении части. Тем самым амнистированные вчерашние дезертиры были восстановлены в избирательных правах и формально подлежали включению в списки избирателей. Однако на местах данное решение было воспринято далеко неоднозначно, и на практике встречались случаи неисполнения данной нормы избирательными комиссиями.


В 1945-1946 годах Президиумом Верховного Совета СССР был принят ряд решений о возможности восстановления в советском гражданстве бывших граждан России, оказавшихся после 1917 года на территориях других государств, а также граждан СССР, утративших советское гражданство (Специальные указы были приняты в отношении бывших сограждан, проживающих на территориях Маньчжурии и Болгарии). Восстановленные в гражданстве включались в списки избирателей по особым избирательным округам. Одновременно право свободного добровольного выхода из советского гражданства и переселения в Польшу было предоставлено лицам польской и еврейской национальностей, ранее состоявшим в польском гражданстве, и членам их семей. Желающие должны были до 1 ноября 1945 года подать соответствующее заявление в Комиссию Президиума Верховного Совета СССР по рассмотрению вопросов приёма, выхода и лишения гражданства СССР. Но поскольку многие из них проживали в отдаленных регионах, либо проходили службу в рядах Красной Армии, процедура выхода из гражданства затягивалась, а в практике работы исполкомов местных советов, воинских частей постоянно возникали коллизии, связанные с их учётом в качестве избирателей.


Для повышения явки принимались дополнительные меры по организации голосования для отдельных категорий избирателей. В мелких подразделениях Красной Армии и войск НКВД, расположенных в пограничной полосе, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии, а также для избирателей на островах, в пунктах зимовок Крайнего Севера и в местах кочевья допускалось в виде исключения образование избирательных участков с численностью от 25 до 50 избирателей. Избирательные участки были организованы на морских судах и в пассажирских поездах дальнего следования. Для полярных станций и зимовок допускалась передача данных об итогах голосовании по радиосвязи.


Выборы 1946 года, как и все советские выборы, были безальтернативными: голосование осуществлялось за одного кандидата. По сути, указанные выборы вкупе с выборами 1937 года заложили традицию безальтернативных выборов в СССР, сохранившуюся до конца 1980-х годов.

Сергей Заславский, начальник Управления общественных связей и информации Аппарата ЦИК России, доктор юридических наук

Конституции, являлся главным законодательным органом страны. Он призван был в лице депутатов представлять интересы народа. Но насколько это удавалось делать в реалиях советского времени? Давайте рассмотрим историю образования и дальнейшего развития Верховного Совета СССР, а также подробно разберем его основные задачи и функции.

До образования Верховного Совета наивысшим органом законодательной власти в государстве считался Съезд Советов СССР, состоящий из депутатов, которые избирались на местных съездах. Данный орган выбирал ЦИК, который, в свою очередь, отвечал за формирование исполнительных ветвей власти. Съезд Советов был учрежден сразу же после образования СССР в 1922 году и упразднен в 1936-м, когда ему на смену пришел Верховный Совет СССР. До провозглашения Советского Союза схожие функции исполняли Съезды Советов конкретных республик: Всероссийский, Всеукраинский, Всебелорусский, Всекавказкий. Всего с 1922 по 1936 год было проведено восемь Всесоюзных съездов Советов.

В 1936 году в Советском Союзе была принята очередная Конституция, согласно которой полномочия Верховного Совета и ЦИК СССР передавались новому институту - Верховному Совету. В отличие от своего предшественника, данный коллегиальный орган предполагал прямое избрание всем населением страны, имеющим право голоса. Считалось, что таким образом народ будет иметь больше рычагов для формирования властных структур, чем при косвенных выборах. Это преподносилось как следующий шаг на пути демократизации общества, с чем и было связано образование Верховного Совета СССР. Так власть пыталась сделать вид близости к народу.

Выборы в Верховный Совет СССР прошли в декабре 1937 года, а к своим непосредственным обязанностям он приступил с начала следующего года.

Верховный Совет СССР формировался из двух палат, имеющих равные права: Совета Союза и Совета национальностей. Первый из них избирался пропорционально количеству населения на каждом участке. Второй - представлял каждую республику или автономную единицу, причем для каждой административно-территориальной формы было предусмотрено определенное количество депутатов, невзирая на численность жителей на данной территории. Так, каждая республика в Совете национальностей была представлена 32 депутатами, автономная республика - 11, автономная область - 5, автономный округ - 1.

Президиум

Органом, который управлял работой данной парламентской структуры, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Избирался он непосредственно после начала деятельности Совета конкретного созыва. Состоял изначально из тридцати восьми депутатов, хотя в дальнейшем численность корректировалась. Руководил его работой Председатель Верховного Совета СССР.

Члены Президиума, в отличие от остальных депутатов, работали на постоянной основе, а не собирались от сессии к сессии.

Первым Председателем Верховного Совета стал Михаил Иванович Калинин. В данной должности он находился почти до самой смерти в 1946 году, а до этого являлся главой ЦИК Советского Союза от РСФСР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, Калинин М. И. приобрел прозвище «всесоюзного старосты».

При нем, в 1940 году, вследствие того, что территория СССР значительно расширилась, в том числе путем включения в его состав новых республик и автономных образований, как результат проведения в жизнь пакта Молотова-Риббентропа, было решено увеличить число членов президиума на 5 человек. Впрочем, в день отставки Калинина данное количество было уменьшено на единицу. Самый известный Указ Верховного Совета СССР того времени был издан в июле 1941 года и назывался «О военном положении». Он означал собой тот факт, что Советский Союз принял вызов, брошенный ему нацисткой Германией.

После войны Михаил Иванович Калинин недолго пребывал на своем высоком посту. Из-за плохого состояния здоровья ему пришлось уйти с поста главы Верховного Совета в марте 1946 года, хотя и оставался членом Президиума до самой своей смерти от рака в июне этого же года.

После отставки Калинина Верховный Совет СССР возглавил Николай Михайлович Шверник. Конечно, он не обладал таким большим авторитетом, как его предшественник, чтобы вносить хоть какие-то коррективы в сталинскую политику. Собственно, после кончины Сталина в 1953 году Шверник был сменен известным ещё по Гражданской войне военачальником, популярным в народе маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Впрочем, он был больше военным, а не политиком, так что у него тоже не получилось выработать собственную независимую линию, несмотря на начало «оттепели» при Хрущеве.

В 1960 году главой Верховного Совета стаёт Леонид Ильич Брежнев. После смещения Хрущева в 1964 году он оставил данную должность, став Генеральным секретарем единственной в государстве партии. Главой Верховного Совета был назначен Анастас Иванович Микоян, но уже через год его сменил Николай Викторович Подгорный, так как предыдущий Председатель в некоторых вопросах пытался проводить независимую политику.

Впрочем, в 1977 году Брежнев снова занял пост главы Президиума Верховного Совета, на котором находился до самой своей смерти осенью 1982 года. Таким образом, впервые в истории должность партийного главы (фактического руководителя Советского Союза) и формально самый высокий пост в стране были сосредоточены в руках одного человека. Съезды Верховного Совета СССР тех лет носили чисто технический характер, а все основные решения принимало исключительно Политбюро. Это была эпоха «застоя».

Новая Конституция

В 1978 году вступила в действие новая Конституция, согласно которой депутаты Верховного Совета СССР переизбирались раз в 5 лет, вместо четырех, как было до того. Численность Президиума вместе с главой достигла 39 человек.

Эта Конституция подтверждала, что Верховный Совет СССР является коллегиальным главой Советского Союза. Кроме того, за Президиумом было закреплено исключительное право ратификации и денонсации международных соглашений, введения военного положения и объявления войны. Среди других полномочий данного органа следует отметить прерогативу присвоения гражданства, учреждения и награждения орденами и медалями, проведения референдумов. Впрочем, это далеко не полный перечень.

От Брежнева до Горбачева

После смерти Брежнева в 1982 году традиция совмещения высших партийных и государственных должностей начатая им, была продолжена. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета до избрания нового Генсека был назначен Василий Васильевич Кузнецов. После назначения Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС он же был выбран на пост Председателя Президиума. Впрочем, занимал эти посты он недолго, так как уже в феврале 1984 года скончался.

Снова Кузнецов был поставлен и. о. главы советского парламента, и опять его сменил после избрания на пост новый Генеральный секретарь - Константин Устинович Черненко. Впрочем, и он прожил недолго, так как через год его жизненный путь оборвался. Опять к временным полномочиям приступил бессменный исполняющий обязанности главы Президиума В. В, Кузнецов. Но на этом данная тенденция была оборвана. Наступило время глобальных перемен.

Председательство А. А. Громыко

После прихода к власти в 1985 году в качестве Генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева, была нарушена традиция, начавшаяся со времен Брежнева, когда высший партийный деятель одновременно возглавлял Верховный Совет. На этот раз Председателем Президиума был назначен Андрей Андреевич Громыко, до того бывший Министром иностранных дел. На этой должности он пробыл до 1988 года, когда попросился в отставку по состоянию здоровья. Менее чем через год Андрей Андреевич умер. Это был, пожалуй, первый после «всесоюзного старосты» Калинина глава Верховного Совета, который был способен проводить политику, не полностью совпадавшую с линией Генсека.

В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название "перестройка". Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.

Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.

С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.

В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность - Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.

Расформирование

Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.

Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.

В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.

Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.

Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.

Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.

Они прошли в обстановке невиданного общественного подъема и стали свидетельством неколебимого морально-политического единства, сплочения народа. По итогам выборов будет отмечено, что «все народы нашей страны шли в этот незабываемый день к избирательным урнам с одной мыслью, с одним желанием — отдать свои голоса верным сынам и дочерям нашей социалистической родины, отдать свои голоса за партийных и непартийных большевиков, за мужественных строителей социализма». В списки голосовавших было внесено 94 миллиона человек. 96,8% избирателей пришли на участки для голосования. 98,6% участвовавших в голосовании отдали голоса за безальтернативных кандидатов партии власти.

«Все граждане нашего Советского Союза, голосуя за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, голосовали за политику партии, нашей родной партии Ленина-Сталина». Подчеркивалось, что «выборы в Верховный Совет прошли на основе самой демократической в мире Сталинской Конституции». И что «наш великий народ 12 декабря продемонстрировал свою беспредельную любовь и преданность партии Ленина-Сталина, нашему великому вождю и учителю товарищу Сталину. 12 декабря весь мир убедился в сплоченности и единодушии нашего великого народа. Советский народ еще теснее сплотил свои ряды вокруг нашей партии, сталинского ЦК и товарища Сталина». Ну и, конечно же, «нет и не было такой страны в мире, где так высоко поднято человеческое достоинство, где законы на деле ограждают интересы трудящихся, всецело служат интересам всего советского народа, вырабатываются и принимаются самим народом…»

Кончался 1937 год…

А в январе 1938-го Верховный Совет собрался на свою первую сессию.

Удивительное чувство возникает при чтении ее стенографического отчета. Дело в том, что советский парламент проводил свои заседания в обстановке непрекращающегося восторга. Текст стенограммы пестрит ремарками: «Аплодисменты», «Бурные, аплодисменты», «Бурные, долго несмолкающие аплодисменты», «Бурные, долго несмолкающие аплодисменты. Все встают с мест: «Да здравствует любимый товарищ Сталин!» В зале раздаются возгласы: «Ура!», «Да здравствует товарищ Сталин!», «Хай живе товарищ Сталiн на страх ворогам и на радiсть народу!» И так далее… Только вставаний я насчитал 67.

Идея, сформулированная значительно позднее, что парламент — не место для дискуссий, уже тогда была воплощена с исчерпывающей законченностью. Все до единого голосования прошли с одним результатом — единогласно! Единогласно проголосовали и за все предлагавшиеся кандидатуры (надо было выбрать председателя президиума и сам президиум, руководство палат и комиссий, утвердить состав правительства) — в том числе и за тех, кого очень скоро расстреляют как вредителей, японских, германских или литовских шпионов. За всех этих троцкистов Блюхера, Косарева, Ежова, чье имя тоже вызывало овацию, грозящую сорвать заседание, Угарова, Косиора, Чубаря… Многие из них не доживут даже до следующей сессии…

Был, правда, случай, когда депутатка Титаренко из Черниговской области вдруг возразила при обсуждении регламента работы Совета национальностей. Исключительность ситуации заставляет остановиться на этом эпизоде подробнее.

Дело в том, что заседания палаты было предложено проводить с шести до десяти вечера. А Титаренко взяла слово и внесла смелое предложение: «Товарищи, я считаю, что нам придется немного изменить регламент. Из каких соображений? Я лично думаю, что мы съехались из всех республик и нам необходимо будет посмотреть кино, театры, а мы все время будем лишены этой возможности. Другая палата (Совет Союза должен был заседать по утрам. П.Г. ) будет иметь эту возможность. А мы нет. Тогда нужно будет заседать три дня таким образом, как говорили, а три дня так, как другая палата, чтобы мы тоже могли посмотреть».

В общем-то, смеяться не над чем. Это как раз трогательно и очень по-человечески. Но Титаренко объяснили, что «кино и театр можно посещать днем, если есть такая страсть к театру. А Совет национальностей собрался для того, чтобы заниматься большими государственными вопросами». Титаренко все поняла правильно. Регламент прошел тоже единогласно.

И в следующий раз отечественный депутат возразил против заранее предусмотренного решения только через полвека. Давайте назовем и это имя: в 1988 году академик Роальд Сагдеев проголосовал против проекта Закона о порядке проведения митингов.

И этот одинокий мандат над залом произвел тогда впечатление гражданского подвига.

Выборы в СССР - это «всенародный праздник, торжество советского народа», в ходе которого «в обстановке могучего патриотического подъема» миллионы советских людей своим единодушным голо­сованием за кандидатов блока коммунистов и беспартийных «под­тверждали победу социализма»...

Т очкой отсчета действовавшей в СССР избирательной системы стал 1936 год - время принятия сталинской Кон­ституции.

Как создавалась история

Новый порядок выборов предусма­тривал «нарезку» страны на избиратель­ные округа. Один округ охватывал тер­риторию с 300 тысячами населения. От каждого округа в Верховный Совет СССР избирался один депутат. Из числа этих народных избранников в парламенте формировался Совет Союза. Вторая па­лата парламента - Совет Национально­стей - была призвана «отражать особые специфические интересы трудящихся всех национальностей СССР, связанные с их национальными особенностями». Депутатов в Совет Национальностей «по­ставляли» 25 округов из каждой союзной республики, 11 округов из каждой авто­номной республики, пять округов из автономных областей и один - из националь­ных округов. Каждая территориальная единица могла избрать одного депутата. Первые выборы в Верховный Совет СССР состоялись 12 декабря 1937 года. Вплоть до перестроечных времен их технология практически не менялась.

На выборах всегда баллотировался только блок коммунистов и беспартий­ных, он же неизменно и побеждал, при­чем с результатом, близким к 99 процен­там. То есть теоретически существование не согласных в стране тогда допускалось. Впрочем, в среднеазиатских республи­ках бывшего СССР этот показатель мог быть существенно выше - там инакомыс­лие было менее развито.

Всенародный день волеизъявления

В советское время избирательные участки открывались в шесть утра. Но, даже несмотря на столь раннее время, возле них уже толпились сознательные граждане.

Секрет такой сознательности прост. Дело в том, что в день выборов на изби­рательных участках работали буфеты, в которых продавался всякий колбасно- конфетный дефицит. Отдав свой голос за кандидата, любой советский гражданин в качестве благодарности мог приоб­рести тот или иной деликатес и выпить 100 граммов на розлив, но без перебо­ра - за этим строго следила милиция. Люди шли на избирательные участки, где им вручались избирательные бюллете­ни, в которых была всего одна фамилия. Никаких сборов подписей для регистра­ции кандидатов, никакой предвыборной агитации. Все было чинно и аккуратно. В какой-то момент до населения доводи­лось, что такого-то числа состоятся выбо­ры. Одновременно сообщалось, кто будет кандидатом от того или иного участка. Биография этого человека вывешивалась, отпечатанная на мелованной бумаге. Но часто «трудовой путь» безальтернативных кандидатов никто не читал. Ибо все знали, что если чья-то биография появилась под заголовком «Ваш кандидат», то именно этот человек будет избран. Просто пото­му, что других нет. Никакой конкуренции.

Кстати, законы- советского времени вовсе не запрещали выдвижение не­скольких кандидатов на одно место. Но то было в теории, а на практике любому, кто попытался бы выдвинуться «несанк­ционированно» (если бы такая ересь во­обще пришла кому-то в голову), просто не удалось бы этого сделать. Кандидатов выдвигали трудовые коллективы, кото­рые полностью контролировались пар­тийными органами и по определению не могли принять незапланированных ре­шений. А если что - всегда наготове были сформированные ими же избирательные комиссии, которые просто не включи­ли бы незапланированного кандидата в бюллетень.

Кандидатов в депутаты «Блок комму­нистов и беспартийных» выдвигали ров­но столько, сколько было депутатских мест, и все они в обязательном порядке выигрывали выборы, становясь «народ­ными депутатами» - так в те времена на­зывали всех депутатов от районного до Верховного Совета СССР.

Явка обязательна

Строем на выборы наших людей тогда не водили, даже в армии. Но, несмотря на это, явка на выборы в те времена была почти стопроцентной.

Это не было ни пропагандистским трюком, ни приписками. Столь высокий результат связан с большой работой, про­водимой перед выборами. Во-первых, кандидаты выдвигались в трудовых кол­лективах. И даже Брежневу, чтобы стать кандидатом в депутаты Верховного Со­вета СССР, нужно было ехать на собрание какого-нибудь трудового коллектива и выступать перед ним со своей программ­ной речью. Потом выслушивать наказы депутату. И только после этого собрание трудового коллектива принимало реше­ние о выдвижении Леонида Ильича кан­дидатом в депутаты Верховного Совета.

Во-вторых, везде висели большие пла­каты, призывающие граждан на выборы. В-третьих, каждый избиратель по почте получал несколько раз извещение - где, когда, в какое время он должен был про­голосовать. По квартирам ходили аги­таторы от избирательных участков. Но они не агитировали за какого-либо кан­дидата, как сейчас, а выясняли, сколько человек проживают в данной квартире, сверяли со своими списками, все ли мо­гут прибыть для голосования на изби­рательный участок. Если были больные, которые не могут прибыть, сразу записы­вали их в список, куда нужно направить переносную урну. Если кто-то собирался куда-нибудь ехать, объясняли, где и как получить открепительный талон. Голо­сование в этот день в СССР проводилось повсеместно - в поездах, в аэропортах, на пароходах и т.д. Вот отсюда и такая вы­сокая явка избирателей.

А в день выборов возле урн для голо­сования стояли пионеры, которые отда­вали честь каждому, кто опускал бюлле­тени. Кабинки со шторками были, но туда заходили единицы. Остальные после по­лучения бюллетеня в руки шли и сразу бросали его в урну. Негласно считалось, что если человек заходит в кабинку, то значит, что-то здесь не то: или против го­лосует, или пишет жалобу, или ругает со­ветскую власть.

~ В выборах, как правило, принимали уча­стие от 99,98до 99,99% избирателей, за чем строго следили партийные, профсоюзные, комсомольские и прочие функционеры, которые «хлеб даром не ели». Игнорирова­ние выборов считалось чем-то вреде асоциального поведения и первым шагом на скользком пути «антисоветчика».

Проголосовать можно было и за себя, и за супругу, и «за того парня», если он передал вам свой паспорт. Данное дея­ние хоть и не было официально разреше­но, но никак не преследовалось - как-то эти самые 99,99% нужно было набирать.

Ольга СЕДОВА

 

Возможно, будет полезно почитать: